ЕГЭ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПАСЕНИЙ

Эксперимент по сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) в этом году проходил в 16 российских регионах, в том числе и в Челябинске. Новшество, как и ожидалось, воспринято неоднозначно.

Момент вскрытия пакета с экзаменационными тестами выглядел как некий ритуал, чуть ли не священнодейство. Были строгости в контроле за сдающими, а затем и за проверяющими. ЕГЭ по русскому языку состоял из двух заданий. Первое - собственно языковой тест, его результаты были отправлены на проверку электронной почтой в Москву. Второе - мини-сочинение, которое проверяли местные педагоги. Следующим экзаменом стала математика.
Не все челябинские педагоги восприняли эксперимент по ЕГЭ с восторгом, про себя полагая, что старая добрая экзаменационная система, отработанная десятилетиями, в особом усовершенствовании не нуждается. Главным образом, это были учителя со стажем, вероятно, опасавшиеся, что результаты единого экзамена в "их" классах окажутся ниже, чем у педагогической молодежи. А это - удар по авторитету, зарабатываемому годами. Строгая "скрытость" заданий по ЕГЭ и проверка их независимыми экспертами, по замыслу новаторов, должны были ударить по недостаткам существующей доселе системы сдачи экзаменов. Но не все вышло, как задумывалось. Еще до вскрытия сверхсекретных конвертов на порогах школ появились "темные личности", предлагающие за 100 долларов готовые экзаменационные тесты с правильными ответами...
Кто-то стал говорить, что "мошенники продают филькину грамоту", иные утверждали, что при современном развитии компьютерной техники получить пакет таких документов - минутное дело, ведь в разных часовых поясах живем: в одном месте ЕГЭ закончился, а в другом только начинается.
Надо заметить, что Челябинская область вообще показала хорошие результаты по ЕГЭ. В среднем по стране оценка, выставленная выпускникам, составила 50,4 балла, а южноуральцы выдали 51,5 (при 100-бальной системе).
Внедрение нового всегда связано с организационными "шероховатостями". Ученики и педагоги изрядно потрепали себе нервы, ожидая результатов ЕГЭ. Москва обещала проверить все тесты в трехдневный срок, однако объем работ был столь велик, что и за неделю в столице едва справились. Большинство ребят отправились на экзамен по математике, не зная своих оценок по русскому. Это неблагоприятно сказалось на общем настроении. Кроме того, Министерство образования для обработки результатов по языку выдало компьютерную программу с ошибкой. Понятно, что ее исправление отняло время. Ну что ж, такие нюансы впредь будут учитываться - для того и эксперимент, чтобы выяснить все плюсы и минусы нововведения.
Школьники же, добровольно вызвавшиеся стать "подопытными кроликами" (те, кто не хотел сдавать ЕГЭ, шли на обычные выпускные, а затем - вступительные экзамены), отнеслись к новшеству спокойно. Их, главным образом подкупало то, что тест отменяет живое общение с педагогом, снимает дополнительную стрессовость и неопределенность экзаменационной ситуации.
- Получив результаты ЕГЭ, я уже знаю, что по набранным баллам не поступлю в академию, где предполагала учиться, - говорит выпускница школы N 29 Ирина Зайцева, - но смогу пройти на ту же специальность в университет. Осталось только отнести документы и, ни о чем уже не беспокоясь, все лето отдыхать.
- Многим было страшно: вот придет "бабушка-ЕГЭ" - и все погорим, - улыбается Светлана Рубцова, - однако прошло нормально, даже в чем-то полегче, чем обычный экзамен. Так что будущие выпускники пусть не боятся.