ВОСКРЕСЕНИЕ "ЗОЛОТОГО ГЕОРГИЯ"

Победой фильма "Воскресение", снятого живыми классиками мирового кино, братьями Витторио и Паоло Тавиани по выдающемуся роману Льва Толстого, завершился в воскресенье XXIV Московский международный кинофестиваль.

Эта победа была и по-своему предсказуемой (на мой взгляд, "Воскресение" - самая мощная, глубокая картина в конкурсной программе ММКФ, о чем уже приходилось писать), и отчасти неожиданной: ведь почти все наблюдатели прочили "Золотого Георгия" очень обаятельной российской ленте "Кукушка", по-новому (во всяком случае, для нас), с пацифистскими обертонами, трактующей тему второй мировой войны. Думалось, что председатель жюри, выдающийся киргизский писатель Чингиз Айтматов сумеет и захочет "порадеть" бедному и униженному российскому кино, которое несколько лет подряд обходилось без наград, а в прошлом году вовсе не было представлено в конкурсе. Но, говорят, именно Чингиз Торекулович настоял на том, чтобы главным призом отметить "Воскресение" - все-таки кино, основанное на большой литературе, ему оказалось ближе. Да и трудно было жюри пройти мимо такого потрясающего факта, когда выдающиеся итальянские режиссеры снимают фильм по Льву Толстому, делая это в высшей степени уважительно, трепетно по отношению к русской классике, к загадкам и тайнам русской души, являя этой экранизацией пример волнующего диалога культур и народов.
Впрочем, и "Кукушка" внакладе не осталась: создатель фильма Александр Рогожкин получил "Серебряного Георгия" за лучшую режиссуру, а любимый рогожкинский актер финн Вилле Хаапсало, знакомый зрителям еще по "Особенностям национальной охоты", был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Вдобавок "Кукушка" получила очень почетный приз Международной ассоциации кинопрессы (ФИПРЕССИ), приз зрительских симпатий и приз Федерации киноклубов. Так что, думается, прав был Рогожкин, не отдавший в свое время фильм на Берлинский фестиваль, куда его усиленно зазывали, и дождавшийся заслуженного триумфа у себя на родине.
В целом жюри неплохо справилось со своей работой, безошибочно выделив в конкурсной программе два главных фильма-события. И "Воскресение", и "Кукушка", на мой взгляд, могли бы украсить конкурс любого, самого взыскательного кинофорума, включая и Каннский. Хуже обстоит дело с распределением других призов. Например, хочется поспорить по поводу "Серебряного Георгия", присужденного дебютной иранской картине "Зов земли". Эта наивно бесхитростная картина, в тысячу первый раз повествующая о любви дочери состоятельного крестьянина к нищему пастуху, которым строит коварные козни старший брат девушки, желая выдать ее за старого вдовца, - вряд ли достойна столь высокой оценки. Да и приз за лучшую женскую роль молоденькой японке актрисе Микако Итикава, которая в лесбийской молодежной драме "Синева" ходит по экрану с постоянно постной миной, тоже, думается, выдан актрисе авансом. Но, надо полагать, таким образом, жюри хотело поддержать молодое поколение, фильмами которого в основном и формируется сегодня программа ММКФ - больших мастеров все-таки редко удается заманить на наш фестиваль.
Надо сказать, что конкурс по-прежнему является "ахиллесовой пятой" Московского международного. Многие ленты, как, например, датская гомосексуальная комедия "Все кувырком", сумбурный финский фильм "Ни вздоха, ни смеха", бразильская тягучая драма "Тайная жизнь", бессмысленно-кровавый, хотя и "стильно" снятый российский триллер "Одиночество крови", ряд других лент просто несовместимы по своему уровню с фестивалем класса "А". О чем, кстати, жюри российских критиков, работавшее на ММКФ, сочло необходимым сделать специальное заявление, наделавшее переполоху в кулуарах фестиваля. Солидаризуясь в целом с коллегами, должен заметить и другое: уровень конкурсной программы московского киносмотра все-таки год от года потихонечку растет. Когда пару лет назад автор этих строк возглавлял упоминавшееся жюри критиков, в нашем распоряжении вообще оказалась всего одна достойная картина - "Жажда жизни" 86-летнего японца Кането Синдо, которая на абсолютном безрыбье собрала почти все и официальные, и неофициальные призы. Нынче в конкурсе, кроме заслуженно премированных "Воскресения" и "Кукушки", была серьезная, глубокая картина польского классика Кшиштофа Занусси ("Дополнение"), отмеченная ФИПРЕССИ. Была абсолютно неблизкая мне, но, как всегда, своеобразная, провокативная работа "культового режиссера" Киры Муратовой ("Чеховские мотивы"), получившая приз российской прессы. Был приличный австрийский фильм "Торжество Едермана" с выдающимся актером Клаусом Мария Брандауэром, который держит на себе прихотливую конструкцию огромного трехчасового фильма. При желании можно назвать еще пару-тройку неплохих лент. Плюс не забудем про приезд на фестиваль таких звезд западного кино, как Харви Кейтель, Холи Хантер, Жаклин Биссе, Клаус Мария Брандауэр... Не так уж, если вдуматься, и мало для фестиваля, который пришлось несколько лет назад буквально поднимать из перестроечных руин. Так что будем со сдержанным оптимизмом ждать юбилейного, двадцать пятого по счету Московского международного кинофестиваля, который пройдет ровно через год и к которому команда Михалкова, по ее заверениям, начинает готовиться прямо с сегодняшнего дня...