В Подмосковье, как и в окрестностях других российских мегаполисов, все больше коттеджных поселков-призраков
Нередко они уже отключены от газа, воды и канализации, а постоянно проживающих в них домовладельцев можно пересчитать по пальцам. Тотальная экономия: хозяева вынуждены ужиматься в расходах и отказываться от комфорта. Или вовсе съезжать, расставаясь с мечтами о привольной загородной жизни.
По оценкам экспертов, сегодня до трети новых подмосковных поселений можно назвать населенными только с большой натяжкой. Почему?
Сегодняшний кризис на рынке загородной недвижимости обязан стечению сразу нескольких обстоятельств, и падение реальных доходов населения здесь сыграло хоть и важную, но не главную роль. Массовое возникновение таких поселков-призраков было еще на этапе проектирования заложено самими девелоперами, чьи амбиции не оставляли ни самим объектам, ни их владельцам необходимого запаса прочности.
Еще 10 лет назад считалось нормой проводить в загородные коттеджные поселки газ, воду, электричество, канализацию, прокладывать асфальтированные дороги к каждому участку. Причем делалось это не только в 30-40-километровом поясе от МКАД, но и на удалении в 90-100 км от Москвы. На территории поселков строились магазины, рестораны, фитнес-клубы, детские сады и даже зоопарки. Все это, разумеется, не только повышало отпускные цены на участки, но и увеличивало последующую стоимость владения. Но в те годы, которые теперь принято называть тучными, об этом мало кто думал.
Сами объекты загородной недвижимости заражены вирусом гигантомании: площадь среднего коттеджа в бизнес-классе составляла 400 кв. метров, в экономе — 200. Причем все это возводилось на скромных участках в 10-12 соток в первом случае и в 6 — во втором.
В итоге львиная доля подмосковных резерваций для состоятельных людей не выдержала первой же серьезной проверки на прочность. По словам эксперта по загородной недвижимости Татьяны Толоконниковой, для многих домовладельцев постоянно растущие счета за коммунальные услуги стали неприятной неожиданностью. Стоимость комфортной загородной жизни растет не по дням, а по часам. Свет и отопление, вывоз мусора, вода, канализация, уборка общей территории, охрана и прочее, и прочее, и прочее... Если совокупный размер коммунальных платежей за загородный дом вмещается в 20-25 тысяч рублей в месяц, это еще хорошо.
Магазины, рестораны, кафе, фитнес-клубы и салоны красоты, украшавшие загородные поселки, оказались никому не нужны — все это есть в городе и подешевле.
Коттеджные поселки экономкласса в основной своей массе деградируют до уровня дачных деревень. Бизнес- и премиум-класс еще худо-бедно держатся, но и их постепенно накрывает волна кризиса.
Так, в одном из статусных поселков, расположенных в окрестностях деревни Мячково, местные жители еще с прошлого года пытаются оптимизировать размер коммунальных платежей, ведя непростые переговоры с местной управляющей компанией. В какой-то момент ситуация зашла в тупик, и отказавшиеся оплачивать счета люди возили бытовой мусор в больших пластиковых мешках из области в Москву...
По словам Татьяны Толоконниковой, неоправданно большие дома на удалении от Москвы с 2014 года резко перестали пользоваться спросом. Около 35% коттеджных поселков в Московской области уже пустует: хозяева сами там не живут, а сдать в аренду не могут даже на летний период — притом с дисконтом. Хуже всего обстоят дела на юго-востоке области. По Носовихинскому, Егорьевскому и Горьковскому шоссе до 60% дач, загородных домов и коттеджей — это неликвид, который, вполне возможно, уже не найдет новых хозяев.
На другом полюсе Подмосковья — Рублево-Успенское шоссе, где, как ни странно, сложилась аналогичная ситуация. Здесь абсолютно бесперспективны с точки зрения продажи около трети особняков и прочих домовладений. Потенциальные покупатели совершенно обоснованно считают их, с одной стороны, морально устаревшими, с другой — излишне пафосными и переоцененными.
В полной мере соответствуют реалиям рынка и вновь выходящие на него объекты. Пролистывая свежие предложения, уже совершенно не удивляешься отсутствию асфальтированных дорог и коммуникаций на территории поселков. Про просторные общие зоны отдыха и занятия спортом девелоперы, как правило, уже и не вспоминают, а там, где эти атрибуты комфортной загородной жизни еще сохранились, они или до предела упрощены, или расположены там, где ничего другого разместить уже не получалось, — например, в непосредственной близости от канализационных фильтров. Еще лет пять назад это показалось бы дикостью, а сейчас в порядке вещей.