Главная Культура 00:20 02 Июня 2017 2594
Я – не классик

Андрей Битов, «крестный отец» постмодернизма в отечественной литературе, отметил 80-летие

Виктория Пешкова

Один из создателей легендарного альманаха «Метрополь», президент российского ПЕН-центра и председатель Совета Новой Пушкинской премии, автор наделавшего столько шума за рубежом «Пушкинского дома», с которого, по мнению западных литературоведов, и начался постмодернизм в тогда еще советской литературе, и получившего госпремию РФ «Улетающего Монахова» — все это Андрей Битов. Можно долго и восторженно перечислять все им написанное, равно как и награды, регалии и прочие знаки отличия, коих он был удостоен на протяжении своей такой долгой жизни. Но чтобы понять, что он за человек, этого и много и мало. Вот какую историю рассказал давний друг Андрея Георгиевича — хранитель усадьбы «Пирогово» музея-заповедника «Ясная Поляна» Геннадий Опарин:

— Лет шесть назад на карнизе дома, где живет Андрей Георгиевич, прямо под его окном пророс тополь. Работники ЖКХ не раз пытались его уничтожить — не положено дереву на жилом доме расти — но добраться до деревца по наружной стене смелых не нашлось, оставалось только прорываться через квартиру Битова. Но Андрей Георгиевич стоял насмерть — никакие хозяйственные функционеры, никакие грозные комиссии порог его жилища так и не переступили: дерево имеет право на жизнь, и человек имеет право на свое дерево. Когда деревце достигло такого размера, что на карнизе ему стало неуютно, он предложил мне: «Давай посадим этот тополь в Пирогово». Мы его как могли аккуратно выковыряли из карниза и привезли в усадьбу, но за навалившейся текучкой я на три дня о нем забыл. Потом спохватился и, леденея от стыда и ужаса, его посадил. Тополь меня не подвел — весной зазеленел, дал побеги, но мой добросовестный рабочий зеленного хозяйства его нечаянно скосил. Как же мне было стыдно, что не уберег я битовский тополек! Но дерево оказалось под стать Андрею Георгиевичу: следующей весной оно снова дало побеги. И теперь вот уже четыре года растет буквально в 50 метрах от дома, который для своей сестры Марии Николаевны спроектировал сам Лев Толстой. Под ним такие ясные мысли в голову приходят. Вот мы и решили поставить здесь скамейку, да не простую, а именную. Привезли ее в музей А.С. Пушкина на Пречистенке в день церемонии награждения лауреатов Новой Пушкинской премии, президентом которой Андрей Георгиевич является, чтобы он на ней посидел, энергетикой своей зарядил. Без этого мемориальности не получится...

— Андрей Георгиевич, как получилось, что вы собирались стать геологом, а стали писателем?

— Если честно, то геологом я быть не собирался. Просто очень любил горы, занимался альпинизмом. Но на лекциях в ленинградском горном институте меня видели реже, чем на собраниях институтского литературного объединения. Размеренная служивая жизнь была явно не по мне, а занятия литературой предполагали независимость — пишешь ведь, о чем хочется. Свободу тебе никто дать не может, ты ее сам себе определяешь.

— А подсказок относительно выбора поприща жизнь вам не подбрасывала?

— Смотря что считать подсказками. Я вот проиграл свои первые важные соревнования по альпинизму, которые стопроцентно должен был выиграть: до «финиша» уже буквально было рукой подать — зацепиться за камень, а на меня откуда-то паук спустился и я сорвался. Хорошо, что на страховке.

— Знак судьбы, получается. Вы вообще в судьбу верите?

— А что вы понимаете под словом «судьба»? Изначальную неизменность, предначертанность пути человека по жизни? Прихотливое переплетение случайностей, делающее эту дорог непредсказуемой? Вот видите — одно слово, а смыслы совершенно противоположные. Обе крайности мне кажутся натяжкой. Судьба есть, но она почти всегда скрыта от наших глаз и это, наверное, правильно. Но из-за этого и возникает ощущение, что никакой судьбы нет — все случайно и непредсказуемо. И только когда человек в нужное время делает или не делает то, что должно, и получает соответствующее воздаяние или наказание, он начинает верить, что судьба есть.

— Вас судьба часто наказывала?

— И снова спрошу — а что значит часто? Разве в частоте дело?

— А в чем — в силе наказания?

— Нет, конечно. Глупость какая! Если тебе указывают на твою ошибку, значит, твой Ангел-хранитель отводит тебя от кривой дорожки. От ошибок никто не застрахован, главное — вовремя понимать, что идешь не туда, куда следует. Со мной так часто бывало, и теперь, когда оглядываюсь назад, понимаю — все в моей жизни происходило, в общем-то, как надо.

— Современную литературу обвиняют в бездуховности, беспринципности, а кое-кто вообще готов ее похоронить за ненадобностью.

— Тем, кто «хоронит» литературу, она, вероятно, и в самом деле не нужна. Собственно, во все времена были люди, которые прекрасно без литературы обходились. Те, кто обвиняет — видят то, что хотят видеть, читают то, что хотят читать. Так что ничего нового не происходит. Мне часто приходится принимать участие в жюри различных литературных премий, поэтому совершенно ответственно могу сказать — есть глубокие, сильные тексты. Есть авторы, в совершенстве владеющие литературной техникой, поддерживающие преемственность традиций русской культуры, и таких, на мой взгляд больше, чем было в советское время. А то, что таких авторов и таких текстов не так много, как кому-то хочется, так литература не обязана отвечать чьим бы то ни было ожиданиям.

— Ваши произведения есть в школьной программе — вы практически классик?

— Я не классик. Вот умер бы в 1994 году, когда мне поставили диагноз неоперабельный рак мозга, может и вышел бы в классики. И то, это ведь не современникам решать, кто классик, а кто нет. Это только Времени под силу определить. И потом, классика это вовсе не то, что проходят в школе. Классика — это тексты, которым не требуется доказательств их современности и спустя сотни лет после написания.

— Из чего складываются такие тексты?

— Из слов, собранных автором. Он отвечает перед каждым словом, и каждое слово должно отвечать ему взаимностью. Большая часть классических текстов написана на великих языках — английском, французском, испанском, итальянском, русском. Каждый из этих языков — язык великой рухнувшей империи. Думаю, что и Российская империя, что в дореволюционную, что в советскую эпоху, держалась в первую очередь именно на языке.

— Не потому ли нам сегодня так трудно восстанавливать страну, что к родному — великому и могучему — мы относимся пренебрежительно и в большинстве своем плохо его знаем?

— Именно поэтому! Русский язык — язык имперский. Не в смысле агрессивности, а по фантастическому умению переваривать заимствования из других языков и делать их своими. Но только злоупотреблять этим не нужно. Вспомните чистоту пушкинской речи: нет у него слова пейзаж, всегда — природа, не ландшафт — вид. Мы сами лишаем свой язык многогранности, беря за образец языки более простые, включая английский. Навязывать свой язык не нужно, но пренебрегать его богатством негоже. Все бывшее постсоветское пространство говорит между собой на русском. Так поддерживайте центры русской культуры, вкладывайте в них средства, помогайте им специалистами. Иначе место любви заступит ненависть. Мы жалуемся на наплыв мигрантов — так учите их языку всерьез, чтобы возникало понимание. Иначе место понимания заступит та же ненависть. И кого тогда в этом винить?..

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?