Несмотря на дикое давление власти, украинцы по-прежнему едут работать в Россию
Для того чтобы понять, почему Украина не Россия, достаточно посмотреть на новостную ленту. К примеру, вчера можно было прочитать два параллельных сообщения. Первое: секретарь СНБО Украины Александр Турчинов заявил, что визовый режим с Россией необходимо ввести как можно скорее, это «вопрос не просто назревший, а перезревший». Сообщение второе: гендиректор компании Mail.ru Борис Добродеев заявил, что всем сотрудникам украинского подразделения компании, потерявшим работу из-за запрета сервиса на Украине, предложены вакансии в российских офисах Mail.ru.
В этих двух новостях как в капле воды отражается суть нынешнего российско-украинского конфликта. Высокопоставленные украинские вельможи всеми силами пытаются разъединить два народа, растащить их как можно дальше друг от друга, а обычные люди стараются сохранить хоть что-то из былых связей и даже помочь друг другу. В общем-то обычное человеческое стремление, но как же непросто ему следовать!
Случай с Mail.ru совсем не единственный, он лишь подчеркивает сложившуюся тенденцию: вменяемые украинцы сторонятся безумных решений официального Киева и не торопятся «назло мамке уши отморозить», а Россия в свою очередь с удовольствием принимает рабочую силу из соседней страны.
Конечно, украинцы всегда ехали на заработки в РФ. И сейчас их у нас, только по официальным данным, 2,5 млн человек. Но заметим, что если раньше ехали нефтяники, строители и домработницы с нянями, то теперь все больше среди трудовых мигрантов встречается инженеров, технологов и айтишников. Это те профессии, которые не нужны Украине, вставшей на путь деиндустриализации.
Недавно украинский политолог Дмитрий Джангиров признал, что работники предприятий промышленности целыми отделами выезжают в Россию. И что Украина катастрофически теряет кадры из сферы судостроения, оборонной промышленности и производства товаров двойного назначения. Эти выводы подтверждает блогер Евгений Третьяков, рассказавший, как на глазах пустеет Одесский припортовый завод. «Сейчас в Южном на каждом подъезде висят объявления, где предлагают работу для химиков в России, Пакистане и Индии за 2-3 тысячи долларов в месяц», — сообщает Евгений.
О том, что украинских технарей ждут на предприятиях нашей оборонки, неоднократно заявлял и вице-премьер Дмитрий Рогозин. А гендиректор ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» Сергей Юрасов не скрывает, что его предприятие закрывает сотни высокотехнологичных вакансий за счет специалистов с авиастроительных предприятий Украины.
Российские рекрутинговые фирмы все чаще получают заявки от своих клиентов на подбор специалистов с профильных заводов Украины — нам позарез нужны конструкторы, технологи, инженеры. Активно приглашаются люди с машиностроительных, оборонных, аэрокосмических и атомных предприятий. Это вам не гости с метлами!
Похоже, украинскую власть эти процессы абсолютно не тревожат. Напротив. Недавно депутат Верховной рады Владимир Парасюк в сердцах предложил работающим в России украинцам «выйти вон и больше не возвращаться». А с кем останутся парасюки, когда нормальные, работящие граждане, у которых голова на месте и руки из правильного места растут, закроют за собой дверь? Ослепленным ненавистью деятелям не до этих тревог. Для нас же важно то, что несмотря на чудовищную пропаганду ненависти к России, человеческие и рабочие связи между нами все еще существуют. Это дает надежду на то, что вражда — не навсегда.
Александр Собянин, руководитель службы планирования Ассоциации приграничного сотрудничества
— Поток рабочей силы из Украины делится на две очень разные группы. В первой — решительные и активные, готовые к перемене мест и неизвестности. Вторая группа — квалифицированные люди средних лет, которые хотят, чтобы у их детей была нормальная среда обитания. Сейчас многие уезжают даже не из-за денег, а из-за того, что атмосфера гнетущая, все меньше она подходит для жизни и воспитания детей. Кстати, по последним данным, куда-то исчезли около 1 млн украинцев из России и примерно 3 млн русских из Украины. Они не испарились, это свидетельство социального напряжения, побуждающего людей не обозначать себя русскими на Украине или украинцами в России. Вице-премьер Дмитрий Рогозин давно хотел бы привлечь специалистов из украинской оборонки и машиностроения, но пока масштабных успехов в этом деле нет. Дело в том, что психологический климат в трудовых отношениях в России более жесткий, чем на Украине, где люди привыкли к безалаберности. К тому же у них есть выбор. Например, та же Белоруссия, принимающая квалифицированных специалистов.
По-прежнему немалый поток украинцев ориентирован на Запад. Но там давление на трудовых мигрантов все сильнее, а заработки мало отличаются от российских. Особенно это ощущается в Польше, Чехии и Словакии. В последнее время украинцы открыли для себя еще одно направление — Казахстан. В целом же от этого исхода специалистов выигрывают все — проигрывает только Украина. А скоро украинцы поймут, что их с европейским «безвизом» здорово подставили: свободный въезд — это еще не работа. Впрочем, самые энергичные уже давно уехали.