Форменные секреты

Что спрятано в закрытом музее Минобороны

Каких только военных музеев нет в Москве и окрестностях! Музей Вооруженных сил, музей на Поклонной, музей обороны Москвы, авиационный в Монино, полузакрытый до последних лет танковый музей в Кубинке... А вот лучший в России музей военной формы до сих пор мало кому известен.

Без правых и левых

Для музея это учреждение и вправду называется странновато — «276-й центр (опытно-конструкторский)». Он был основан при государе императоре Александре II в. середине XIX века и принадлежал интендантскому управлению русской армии. С 1917 по 1932 год уникальные мундиры, ботфорты и кивера нигде не выставлялись, а просто были свалены в подвалах Петропавловской крепости. К сожалению, спасти удалось не все. Позднее экспонатами владел Артиллерийский музей в том же Ленинграде, но и там они не прижились. После Великой Отечественной войны все это уникальное хозяйство вернулось в Первопрестольную и, совершив еще пару переездов, в 1985 году осело в поселке Бахчиванджи на территории Центрального ОКБ вещевой службы Министерства обороны.

...Чего тут только нет! 16 тысяч экспонатов от кольчуги XVI века до камуфляжной формы XXI столетия — и это только открытая часть музея, а ведь есть еще запасники!

«Можно сказать, что первый прообраз регулярной военной формы появился в России при Иване Грозном, — говорит главный хранитель музея Наталья Слепокурова. — Тогдашние длиннополые стрелецкие кафтаны с нашитыми поперек груди „разговорами“ после революции трансформировались в форму Рабоче-крестьянской Красной армии».

Первую настоящую форму при Петре I получили Семеновский и Преображенский полки. Они, кстати, получили имена по названиям подмосковных сел, из которых царь-реформатор набирал молодежь для своих «потешных полков».

Судя по экспонатам музея, военная служба при Петре была делом нелегким. Чего стоит, например, обувь, которая в те времена не делилась на левые и правые составляющие пары. Все башмаки для пехоты и сапоги для кавалерии делались на один усредненный фасон по двум причинам. Во-первых, новобранцы все равно не разбирали, где у них право, где лево. Во-вторых, так уж точно при тревоге не перепутаешь!

Фуражка фуражира

Есть в экспозиции и образцы, которые носили самые известные исторические персонажи. Вот, например, камзол несчастного императора Петра III, убитого в 1762 году в результате заговора его жены Екатерины. По задумке, одежда должна была напоминать владельцу о его родной Голштинии. Именно в тамошней военной традиции — сочетание синего сукна с серебряным шитьем, в то время как русской армии XVIII века предписывалось сочетание красного и зеленого.

Вообще в этом музее начинаешь на многое смотреть по-новому. Взять, например, аксельбант (красивый витой шнур на правом плече. — «Труд-7»— неизменный атрибут российских «дембелей» и рот почетного караула. На самом деле 200 лет назад он был неотъемлемой частью формы штабного офицера. Почему? Потому что на конце аксельбанта был закреплен — чтобы не потерялся в горячке боя — грифель для записи приказов и распоряжений главнокомандующего. В некоторых армиях мира аксельбант оставался исключительным атрибутом штабистов и в ХХ веке. Например, немецкий фельд-маршал Фридрих Паулюс, выходец из Верховного командования сухопутных войск, носил аксельбант даже в советском плену. А в плен в Сталинграде он, между прочим, сдавался в фуражке, также представленной в этом музее. Любопытно: фуражка мало того что не того рода войск (авиационная, а не пехотная), так еще и унтер-офицерская. «А что вы хотите, — объясняют в музее, — у немцев в Сталинграде такой бардак был... Что нашел, в том и сдался».

Кстати, слово «фуражка» первоначально имело отношение не столько к головным уборам военнослужащих, сколько к: кормлению лошадей овсом, то есть фуражом. В стандартную фуражку фуражира (ответственного за корм) входила ровно одна мера лошадиного довольствия. А козырек придумали позднее, чтобы было за что держать, когда лошадь кормишь...

Есть в музее не только людская, но и конская одежка — седла, чепраки, вальтрапы... В наличии даже чучело одного коня, тоже своего рода исторический персонаж. Это знаменитый Маузер, конь «первого красного офицера» Климента Ворошилова. Он воевал на Маузере на Дону и в Польше. Конь пал в 1935 году, но не оставляет службы (на сей раз музейной) даже после смерти маршала в 1969-м.

О многом еще можно узнать в музее военной формы: зачем черкесам газыри, как правильно носить погоны на халате, откуда есть пошла пилотка, кому были положены красные революционные шаровары: Одна беда — попасть в музей крайне непросто. Нужно собирать организованную группу, заранее договариваться о времени посещения. Впрочем, настоящие фанаты униформенного дела могут попробовать преодолеть эти сложности. Экскурсии, когда они случаются, пока бесплатные...