В своем доме в Переделкино на 78-м году жизни скончался знаменитый поэт Андрей Вознесенский. Последние четыре года он тяжело болел, перенес в начале 2010 года второй инсульт.
Вознесенский родился в Москве в семье инженера. Окончил в
Даже инициатор «оттепели» Никита Хрущев потребовал высылки Вознесенского за границу, помогло лишь вмешательство президента США Кеннеди. Вознесенскому принадлежат более 40 поэтических книг, либретто культовой
Дмитрий Быков, писатель:
— Мне кажется, он был человек очень цельный. Он прожил — и я рад, что при жизни успел ему это сказать, — изумительно чистую биографию. Совершенно не к чему прикопаться. Он даже сам однажды в интервью мне сказал: «Надо же
Оригинальность сегодня состоит в том, чтобы вести жизнь затворническую, трезвую и свободную от эпатажных выходок. Сколько бы ни говорили о его эпатаже, весь этот эпатаж сводился к визиту в шейном платке в Кремль и Белый дом. В остальном он вел себя как изумительно воспитанный, очень порядочный человек.
Вся храбрость ушла в стихи. Безупречно и счастливо женатый, изумительно скрытный во всем, что касалось успехов, никогда ими не кичившийся. Обронить: «Когда мне однажды сказала Жаклин Онассис», — это для него не было
Он очень трагически переживал потерю голоса. Но умудрялся
В одном из последних с ним разговоров он сказал мне, что самая точная метафора советской власти — это дом Пастернака на улице Павленко. И это абсолютно гениальная метафора. Надо сказать, что все их поколение — это тоже такой дом Пастернака на улице Павленко. Удивительный цветок на гумусе.
Юрий Любимов, худрук театра на Таганке:
— Стена в моем кабинете исчерчена надписями сверху донизу, но самый первый автограф оставил Андрей. В полстены написал: «Все богини — как поганки рядом с бабами с Таганки!»
Как его жизнь соединилась с моей судьбой? Да просто мне повезло. Я обратился к Борису Пастернаку с вопросом: «К кому из молодых поэтов можно присмотреться?» И он сразу ответил: «К Андрюше Вознесенскому».
Недавно Андрей приходил ко мне сюда. Глаза его были мыслящими, живыми. Они не были трагическими, как, например, у Альфреда Шнитке перед смертью — тот действительно страдал и хотел поскорее покинуть этот мир. У Андрея же глаза оставались до последнего живыми и жадно вбирающими все, что происходит вокруг. Он был в плохом физическом состоянии, но при этом присматривался к окружающим и как будто пытался запомнить их. Что я сейчас испытываю? Скорбь, настоящую скорбь. Наши с Андреем отношения уложились в полувековой промежуток.
Он говорил мне «Я люблю вас как поэта». Я писал стихи, но никому их не читал, кроме Андрея. Но он меня
Белла Ахмадулина, поэт:
— Наша дружба продолжалась довольно долго, и в ней не было
И он смеялся, а я имела успех, соответствующий не моим рифмам, а любви к нему публики, читателей, слушателей. Стихотворение потом стало известным, в нем имя Андрей рифмовалось с именем Антей.
У меня только была некоторая промашка — в стихотворении, посвященном Андрею, не совсем совпали слова. Оно состоит из похвалы ему — там говорится, что он лучше меня, ярче меня, но зато я отслужу ему тем, что уйду раньше. Но я ошиблась, и приходится это переживать. Зое Борисовне Богуславской и всем людям, которые со мной разделяют это труднопереживаемое, труднообъяснимое чувство, я желаю любви и утешения.