- Сейчас вы работаете над фильмом "Убежище". О чем он?
- Мой новый фильм отчасти похож на картину "Под песком". Он о влюбленной женщине - ее играет Изабель Карре, - которая принимает наркотики со своим любимым. Он гибнет от передозировки, а она понимает, что ждет от него ребенка. И основной вопрос, который занимает ее всю картину, - оставить этого ребенка или нет. Съемки уже завершены, я занимаюсь монтажом звука, и во Франции картина выйдет в следующем году.
- Смерть есть почти в каждом вашем фильме.
- То, что меня особенно интересует в кино, - это любовь, секс и смерть. Переживание чьего-то отсутствия после его смерти - главный вопрос для режиссера, и для меня в частности. Когда я был маленьким, то однажды на пляже увидел женщину, у которой муж ушел в море и не вернулся. Я стал думать, что же после этого может с ней произойти. Меня интересовала не сама смерть - в картине "Под песком", которую я снял благодаря этому детскому воспоминанию, мы ее не видим. Меня интересовало отсутствие мужчины - и это истинная загадка для зрителя, потому что никто не знает, умер он или нет, и очень сложно справиться с отсутствием тела. И для того, чтобы показать, что же происходит с героиней Шарлотты Рэмплинг, я придумал, что этой женщине муж кажется призраком.
- Но помимо смерти вас сейчас, судя по выходящей в наш прокат картине и той, съемки которой вы завершаете, начинает интересовать тема детства. Как возникла идея фильма "Рики"?
- Я прочел новеллу английской писательницы Роз Тремен, и меня повел мой инстинкт. Но в этой новелле было всего 11 страниц, поэтому я много добавил от себя. Меня заинтересовало то обстоятельство, что все действие происходит в обычной, банальной, бедной семье. И вдруг в этой скучной обстановке случается нечто фантастическое! Мне было очень интересно смешать, слить воедино банальность и необычность.
- А почему вас заинтересовали ситуации, в которых присутствуют маленькие дети?
- Какое-то время назад эта тема начала меня волновать - может быть, потому, что я мужчина, и мне никогда не будет дано понять, что же такое материнство. Своих детей у меня нет, потому что сейчас я занят кино. Может быть, когда-нибудь я перестану снимать фильмы - тогда, наверное, появятся и дети. А младенцев я очень люблю, хотя ангелами, как это может показаться, их не считаю: еще Фрейд писал о том, что каждый малыш в первую очередь руководствуется принципом удовольствия. Когда я снимал "Рики", с детьми было очень непросто: роль Рики играли несколько малышей, потому что французские законы не позволяют снимать маленьких детей больше одного часа в день.
- Может быть, общение с деть-ми вас размягчило, потому что в "Рики" нет характерного для вас вызова, нет провокативности?
- Я не собирался никому бросать вызов. Я просто хотел рассказать историю. Возможно, я просто повзрослел. Когда я только начинал работать в кино, мне было важно провоцировать, а сейчас мои провокации становятся все более мягкими и принимают другие формы.
- Сейчас многие режиссеры говорят о нехватке сценариев, об отсутствии интересных историй. Волнует ли эта тема вас?
- Нет, потому что важна не сама история, а то, как она рассказана. Важен стиль - ведь если я и какой-нибудь русский режиссер снимем фильмы с одинаковым сюжетом, это все равно будут разные фильмы.
- В начале своей карьеры вы снимали в основном неизвестных актеров, сейчас работаете с известными. По какому принципу вы подбираете тех, кто будет сниматься в ваших картинах?
- Я люблю смешивать в своих фильмах известных актеров с неизвестными - например, в фильме "8 женщин" снимались Катрин Денев, Изабель Юппер, другие знаменитые актрисы, и вместе с ними играла Людивин Санье, которую тогда никто не знал.
- А кто подбирал песни для "8 женщин"?
- Я сам. Я переслушал большое количество старых французских песен, интеллектуального шансона. Было очень важно подобрать песни так, чтобы каждая из них подошла определенной актрисе, понравилась ей, слилась с ней. Пели все очень охотно, пусть и не всегда правильно - к счастью, существует чудесная техника, с помощью которой можно сгладить погрешности в пении.
- Чем вы себя "подпитываете", когда устаете, когда вам что-то в жизни мешает? Может быть, слушаете музыку, читаете, ведь во время учебы вы изучали литературу?
- К сожалению, сейчас у меня нет времени даже смотреть кино. Когда-то в молодости я следил за выходящими в прокат фильмами, но сейчас не делаю этого: не видел ни "Белую ленту" Ханеке, победившую на Каннском фестивале, ни "Миллионера из трущоб". То же самое происходит и с литературой. А музыку я не очень люблю. Лучшая музыка - это тишина. И потом, я стараюсь использовать то, что мне мешает. Если во время съемок, например, начинается дождь, я их не прекращаю - просто адаптирую сюжет под новые обстоятельства. Когда я снимал картину "Капли дождя на раскаленных скалах", в одной из сцен героиня должна была открыть окно, а окно не открывалось - декоратор не представил такой возможности. Поэтому я снял, как она пытается распахнуть окно и не может этого сделать. Потом мы сделали еще один дубль, где все открывалось, но во время монтажа первый эпизод мне показался гораздо более сильным.
- Хотели бы вы стать таким же необычным, как Рики? Может быть, обладать какими-то сверхъестественными способностями, например летать?
- Летать я бы не хотел, это не очень интересно, а вот невидимым стал бы с удовольствием. Ходил бы повсюду, подслушивал разговоры и наблюдал за людьми, а они бы меня не замечали.
Досье
Франсуа Озон, режиссер
Родился во Франции в 1967 году. Впервые кинокамеру взял в руки еще в детстве - ему не нравилось, как отец снимает семейные торжества. Озон поступил в парижскую киношколу "Ля Фемисс", предоставлявшую своим ученикам возможность снимать короткометражные фильмы. В картинах "Летнее платье" и "Маленькая смерть" уже начали проявляться провокационный стиль Озона и его свободное отношение к различным проявлениям сексуальности. Первым полнометражным фильмом стал "Крысятник", а среди самых известных картин режиссера - "Под песком", "Бассейн" и "8 женщин".
В кадре
Три знаковых фильма Франсуа Озона
"Крысятник" (1998)
Идеальная семья открывает в себе разрушительные свойства. Катализатором служит новый член семьи - лабораторная крыса.
"Бассейн" (2003)
Создательница криминальных романов отдыхает в доме издателя и вынуждена общаться с его дочерью. Вскоре женщин объединит преступление.
"8 женщин" (2002)
Под Рождество глава большой семьи найден мертвым. Восемь женщин, отрезанных от мира снежным завалом, пытаются разгадать убийство.