- Всеволод Леонидович, в прошлом году, помнится, на подобном форуме выступал сам президент Владимир Путин...
- Это было совершенно другое мероприятие: собирались издатели, хозяева газет. А сейчас в Москву приехали журналисты из 160 стран мира. Многие из них работали в "горячих точках" мира, прошли через войны. Они собрались, чтобы поговорить не только о своих правах и социальных гарантиях, но и о том, что, собственно говоря, происходит с журналистикой. Потому что в это пространство мощно вторглись политтехнологи, всевозможные пиарщики, появилась так называемая "заказная журналистика". Это проблема не только российская, но и к России она имеет самое прямое отношение. И то, что наш президент выступал перед издателями, а сейчас почему-то не участвует в работе конгресса журналистов, я считаю ошибкой. Думаю, здесь дело не в президенте, а в его окружении, которое занимается сегодня пиаром и политтехнологиями якобы в интересах стабильности и порядка. Мировое же сообщество проявило огромный интерес к конгрессу журналистов в Москве. По вопросам, которые поднимаются здесь, постоянно идет дискуссия в интернете, в которой участвуют более 10 тысяч человек из разных стран.
- Из ваших слов получается, что наступление политтехнологов на журналистику ощутимо даже в странах с развитой демократией, там, где свобода слова имеет большую историю?
- В той или иной степени эта проблема существует везде. Она не так значительна в странах, добившихся больших результатов в строительстве гражданских институтов. Пример - Германия, где давно уже нет партийной прессы: помнится, лет 15-17 назад закрыли последнюю газету немецких социал-демократов. Там ни один редактор не может признаться, что он симпатизирует какой-либо партии или тем более входит в ее руководство. А у нас в этом отношении, похоже, история повторяется, журналистика как будто возвращается в советское время. В Германии многие издательско-газетные концерны нашли удачное сочетание чистой журналистики и медийного бизнеса. Но в целом практически во всех странах одна проблема - наступление политтехнологов.
- А более приземленные вопросы, например, физическая защита журналистов?
- Конечно, журналисты нуждаются в защите. И, естественно, обсуждались вопросы оплаты труда журналистов, проблемы их взаимоотношения с главными редакторами и владельцами СМИ. Бурную дискуссию вызвал вопрос о положении женщины в журналистике. И все же главной темой была эта: как добиться того, чтобы общество не потеряло доверия к нашей профессии. Живейший интерес аудитории вызвали выступления на эту тему академика Евгения Примакова, мэра Москвы Юрия Лужкова и певца-депутата Иосифа Кобзона.
- Глупый вопрос, Всеволод Леонидович: на ваш взгляд, есть свобода слова в России?
- В нашей стране ничего нельзя утаить. Вся правда так или иначе выходит на свет. Но часто в ответ ни звука из кабинетов власти.