КТО КРАЙНИЙ НА НАРЫ?

Всего три недели назад президент Путин в своем послании строго пригрозил коррупционерам, пообещав серьезно почистить ряды чиновников. И вот уже слетели головы двух генералов из ФСБ, трех сенаторов, нескольких высших чинов из Таможенного комитета. Общественность гадала: кто следующий? Адреса назывались разные - Минобороны, Госдума. Пока не угадали. Под раздачу попали региональные князья: две недели назад арестовали губернатора Ненецкого автономного округа, на прошлой неделе прогремело дело челябинского вице-губернатора, украсившего здание областной администрации картинами на 180 млн. рублей (бюджетных, разумеется).

И вот при всем честном народе в самом центре города-героя взяли под ручки мэра Волгограда Евгения Ищенко. Фигура знаковая: 33-летний миллионер, бывший банкир, Ищенко из когорты чиновников, пришедших во власть с тугим кошельком. Таких на сегодняшней Руси немало. На ум приходят фамилии псковского губернатора-банкира Михаила Кузнецова, главы Красноярского края, бывшего владельца "Норникеля" Александра Хлопонина, главы Республики Якутия, алмазного короля Вячеслава Штырова... Зачем богатые идут во власть и что власть в итоге с ними делает? Судьба Евгения Ищенко - другим наука?
Евгений Ищенко три года просидел на хозяйстве миллионного города. А сейчас сидит в следственном изоляторе и дает показания по делу о хищении муниципальных средств в крупных размерах. На этот раз избежать ареста не помогли ни тугой кошелек, ни влиятельные родственники в Генеральной прокуратуре.
Пост мэра Евгений Ищенко получил после почти десятилетней осады города на Волге. Атаковал избирателей по двум направлениям: строил в Волгограде храмы, а попутно рассылал по почтовым ящикам горожан почти миллионный тираж бесплатной газеты с подробным рассказом о своих заслугах. Происхождение капитала Евгения Ищенко - типичное для нашего времени. В начале девяностых он бросил вуз, чтобы с головой окунуться в бизнес. Сначала торговал оргтехникой, потом вместе с другом Михаилом Кузнецовым, нынешним губернатором Псковской области, открыл в Москве несколько пунктов по обмену валюты. Приятели не проиграли первоначальный капитал в казино, а вложили его в создание МДМ-банка. Через несколько лет они забрали свои весьма растолстевшие доли из этого бизнеса и разъехались. Ищенко выбрал Волгоградскую область. Сюда он привез не только доллары, но и политический капитал: став миллионером в двадцать с небольшим, Евгений Ищенко оказал финансовую помощь ЛДПР, за что получил мандат депутата Госдумы.
С самого начала он не скрывал губернаторских амбиций, да возраст мешал. Но после многолетней и многомиллионной (по стоимости) пиар-кампании все-таки сел в кресло волгоградского градоначальника. А как иначе никому ранее не известный паренек мог бы стать во главе большого и прославленного на весь мир города?
Деятельность Евгения Ищенко на посту главы администрации Волгограда давно беспокоила областную прокуратуру, под окнами которой волгоградцы время от времени скандировали: "Вор должен сидеть в тюрьме!" Но мало кто верил, что мэра с его-то связями (например, родной и двоюродный братья Евгения Ищенко занимают видные посты в Генпрокуратуре) однажды отведут в СИЗО. И все-таки это произошло.
Когда в конце марта сотрудники ФСБ и прокуратуры впервые пришли с обысками в кабинеты городской администрации и гордумы ("Дело чиновников: акт второй", "Труд", 31.03.06), людям знающим стало ясно - развязка близка. Что же вменяют Ищенко? В 2004 году молодой мэр буквально продавил передачу практически всей коммунальной инфраструктуры города "Волгоградским коммунальным системам" - структуре, чье происхождение вызывало массу вопросов у депутатов горсовета. Но градоначальнику удалось убедить местный парламент ратифицировать проект. Решающим козырем были обещанные полумиллиардные инвестиции в обветшавшее ЖКХ. Но минул год, а золотой дождь над городом все никак не проливался. Из пятисот миллионов в ремонтные и прочие работы новая структура вложила пятьдесят. Да и те, как утверждают специалисты, были взяты из платежей горожан за услуги.
Идея провалилась. Когда это стало очевидным, мэр решил расторгнуть договор и на руинах создать новую организацию. Проще говоря, возвести коммунальную пирамиду. Вот тут-то и вмешались правоохранители. Обыски, задержания и все такое прочее. Тут-то и выяснилось, что дело коммунальщиков с таким же успехом можно назвать и делом чиновников. До такой степени все там замысловато переплелось! Суммы уведенных от налогообложения и просто банально похищенных средств исчислялись многими миллионами рублей. И над всей этой "группой товарищей" незримо маячила фигура мэра.
Региональный политсовет "Единой России" исключил его из своих рядов. А местные газеты стали даже проводить опрос среди читателей: откупится мэр в Москве своими миллионами или его все-таки посадят? Уже в день задержания на его квартире следователи провели шестичасовой обыск. Как говорится в официальном пресс-релизе облпрокуратуры, "изъяты и приобщены к делу новые документы, свидетельствующие, что мэр злоупотреблял должностными полномочиями и занимался незаконной предпринимательской деятельностью". За этой общей формулировкой кроются три главных кита обвинения. Во-первых, обнаружено соглашение с руководителем Нокссбанка Дмитрием Синюковым (он был арестован накануне) о деятельности и дележе прибыли фирмы "Тамерлан". Компания создавала и эксплуатировала в регионе супермаркеты одной из известных российских торговых сетей. Во-вторых, установлено, что земли в самых престижных местах города под магазины "Тамерлану" выделялись вне конкуренции. По прямому указанию мэра. Так что новые супермаркеты этой сети появлялись в городе как грибы после дождя. В-третьих, следственной бригаде, по сведениям прокуратуры, удалось доказать, что к сложной схеме увода коммунальных денег из муниципальной казны приложил руку и лично мэр.
Кстати, помимо руководства банком, господин Синюков с подачи Ищенко стал и председателем совета директоров "коммунальной пирамиды". Мэр вообще не любил, когда у дела появлялись чужаки. На ключевые посты он, как правило, назначал доверенных ему лиц. Часть из них уже в следственном изоляторе. Но, как пообещал зам. областного прокурора Михаил Музраев, под списком фигурантов рано подводить черту. Известно, что около сорока человек регулярно получали от градоначальника немалые суммы в валюте. По словам Музраева, от 2 до 35 тысяч долларов. Среди "получателей" - депутаты городского и областного уровней, чиновники. Надо полагать, за какие-то особые услуги.
В городе непричастные к разборкам чиновники сейчас играют в своеобразный тотализатор. Принимаются ставки, кто из руководителей следующим сменит рабочий кабинет на камеру следственного изолятора. А пока городская администрация находится в состоянии комы. Никто не хочет даже комментировать ситуацию. Как сказал один из сотрудников, взяв обязательство не называть его фамилию, среди замов мэра нет желающего даже временно исполнять обязанности градоначальника. А тем временем ходят слухи, что защищать Ищенко в суде будет известный российский адвокат, которому предприимчивый мэр Волгограда заранее уже выплатил весь гонорар...
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Вчера прошли обыски в помещении редакции газеты "Спасск", которая выходит в городе Спасск-Дальний, что в Приморском крае. Газета принадлежит местному магнату, владельцу Новоспасского цементного комбината, ныне сенатору Игорю Пушкареву. Проводящим обыск милиционерам поступила команда из прокуратуры любым способом совершить выемку электронных носителей из компьютеров газеты. Что сотрудники милиции и сделали. Формальным поводом для обыска послужило заявление в прокуратуру некоего Виктора Суханова, который в марте проиграл выборы в Думу города Спасск-Дальний.
Дмитрий ЛАТЫПОВ ,
соб. корр. "Труда"
Владивосток