МИХАИЛ БРОСИЛ ВЫЗОВ КАРЛУ

В Париже посетители международной выставки ювелирного искусства, подходя к бронированным витринам, где были выставлены пасхальные яйца из России, замирали. Миниатюрные творения из серебра, перламутра, нефрита, самоцветов тепло светились изнутри, пульсировали живым сиянием эмали, завораживали многоцветьем. Французы, которых обычно трудно чем-либо удивить, обращались к гиду с неизменным вопросом: "Это Фаберже?"

Нет, это совсем не Фаберже, это другой русский художник по металлу - Михаил Смаглюк, наш современник, который вот уже 20 лет работает простым реставратором в Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике имени Фелицына. Как это нередко бывает с российскими талантами, Смаглюк попал в Париж из своего темного подвала совершенно случайно. Когда в краснодарский музей приехала французский историк-искусствовед профессор Вероника Шиль, они вместе готовили к показу в Европе выставку "Золото амазонок". Француженка по достоинству оценила искусство реставратора Смаглюка, воссоздавшего буквально по крупицам бесценные реликвии далекого прошлого. А когда увидела его авторские работы, вообще пришла в восторг.
Через несколько месяцев Михаил получил приглашение на выставку, где французы увидели работы "нового Фаберже". Смаглюка поначалу задевало это сравнение.
- Честно говоря, я предполагал такую реакцию, когда взялся за пасхальную тему, - сказал он. - Только это не было вызовом Фаберже, скорее - самому себе. Ведь Фаберже - это фирма, за которой стояли десятки талантливейших мастеров. Я все делал сам. И потом, это не просто работа, скорее - духовное искупление.
Старые краснодарцы живут мечтой о восстановлении белокаменного войскового собора, разрушенного в 20-х годах. Создав пасхальную миниатюру, которая так и называется - "Войсковой собор Святого Александра Невского в Екатеринодаре", Михаил первым осуществил их мечту. Эта "стройка", которая нередко велась под окуляром микроскопа, продолжалась около двух лет в две смены ежедневно. Первая смена - реставрационная музейная работа, вторая - "восстановление" собора в миниатюре. Он отлил его стены в серебре и позолотил купола и кресты. В основание положен зеленый нефрит.
На цоколе - медали с изображением других порушенных кубанских церквей. Сфера пасхального яйца выполнена из тончайшего перламутра, вставленного пластиночка к пластиночке, не нарушая естественного узора, в ажурную серебряную решетку, украшенную цирконами. Яйцо, на манер тех, что делала для царского двора фирма Фаберже, - с секретом: крохотный храм спрятан внутри. Открываешь - является чудо. Рука сама тянется перекреститься на кресты, венчающие золотые луковки.
Но есть в этом секрете еще одна тайна - своеобразный философский ключ. В навершие перламутрового яйца автор вставил линзу из горного хрусталя.
- Это символизирует бессмертие веры, - говорит Михаил. - Когда закрываются створки яйца - собор скрывается от наших взоров. Но его кресты по-прежнему видны сквозь прозрачное навершие - они живы! Как живы в душах верующих кресты разрушенного Александро-Невского собора.
Другое пасхальное яйцо художник назвал "Памятник императрице Екатерине II в Екатеринодаре". Это произведение - тоже из цикла "Возрождение". Памятник крестной матери Екатеринодара-Краснодара императрице Екатерине Великой был водружен на пьедестал благодарными казаками 6 мая 1907 года. Прекрасный памятник создал великий русский скульптор М.О.Микешин. Но даже этот "послужной список" не остановил руку разрушителей - памятник был демонтирован в 1920 году и пошел на переплавку.
Краснодарский художник по металлу Михаил Смаглюк восстановил гениальное микешинское творение в серебряной миниатюре, спрятанной внутри сказочно красивой скорлупы пасхального яйца.
Когда в Краснодаре проходила инаугурация избранного на второй срок губернатора Кубани Александра Ткачева, среди приглашенных Смаглюка не было. Но мало кто знает, что, давая клятву, глава краевой администрации держал руку на реликварии с освященной кубанской землей - его, Смаглюка, работы. И серебряная булава, с которой на парадах обходит строй войсковых куреней атаман Всекубанского казачьего войска Владимир Громов, - тоже. А в Свято-Ильинском храме хранится сделанный им ковчег со святыми мощами Ильи Муромца и Никона Тьмутараканского.
Сделано уже немало. Наконец пришло признание. За пасхальные яйца художник получил диплом I степени Международной выставки памяти Карла Фаберже "Петербургский ювелир" и золотую медаль в Москве за победу на выставке "Национальные символы России", собравшей весь цвет российских и зарубежных мастеров.
- А вот удовлетворения все нет, - говорит Михаил. - Наверное, не зря говорили старые мудрецы: ищущий да обрящет.
А ищет он гармонию. Персональная выставка члена Союза художников России, заслуженного деятеля искусств Кубани Михаила Смаглюка, недавно проходившая в Краснодаре, так и называется - "В поиске гармонии". В центре композиции - прекрасная скрипка, сверкающая свежим лаком. Это тоже его творение.
- Все у меня спрашивают, почему вдруг скрипка? - Михаил на минуту задумывается. - А вот почему: раньше я создавал застывшую музыку, скрипка ее озвучила.