Нет, это совсем не Фаберже, это другой русский художник по металлу - Михаил Смаглюк, наш современник, который вот уже 20 лет работает простым реставратором в Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике имени Фелицына. Как это нередко бывает с российскими талантами, Смаглюк попал в Париж из своего темного подвала совершенно случайно. Когда в краснодарский музей приехала французский историк-искусствовед профессор Вероника Шиль, они вместе готовили к показу в Европе выставку "Золото амазонок". Француженка по достоинству оценила искусство реставратора Смаглюка, воссоздавшего буквально по крупицам бесценные реликвии далекого прошлого. А когда увидела его авторские работы, вообще пришла в восторг.
Через несколько месяцев Михаил получил приглашение на выставку, где французы увидели работы "нового Фаберже". Смаглюка поначалу задевало это сравнение.
- Честно говоря, я предполагал такую реакцию, когда взялся за пасхальную тему, - сказал он. - Только это не было вызовом Фаберже, скорее - самому себе. Ведь Фаберже - это фирма, за которой стояли десятки талантливейших мастеров. Я все делал сам. И потом, это не просто работа, скорее - духовное искупление.
Старые краснодарцы живут мечтой о восстановлении белокаменного войскового собора, разрушенного в 20-х годах. Создав пасхальную миниатюру, которая так и называется - "Войсковой собор Святого Александра Невского в Екатеринодаре", Михаил первым осуществил их мечту. Эта "стройка", которая нередко велась под окуляром микроскопа, продолжалась около двух лет в две смены ежедневно. Первая смена - реставрационная музейная работа, вторая - "восстановление" собора в миниатюре. Он отлил его стены в серебре и позолотил купола и кресты. В основание положен зеленый нефрит.
На цоколе - медали с изображением других порушенных кубанских церквей. Сфера пасхального яйца выполнена из тончайшего перламутра, вставленного пластиночка к пластиночке, не нарушая естественного узора, в ажурную серебряную решетку, украшенную цирконами. Яйцо, на манер тех, что делала для царского двора фирма Фаберже, - с секретом: крохотный храм спрятан внутри. Открываешь - является чудо. Рука сама тянется перекреститься на кресты, венчающие золотые луковки.
Но есть в этом секрете еще одна тайна - своеобразный философский ключ. В навершие перламутрового яйца автор вставил линзу из горного хрусталя.
- Это символизирует бессмертие веры, - говорит Михаил. - Когда закрываются створки яйца - собор скрывается от наших взоров. Но его кресты по-прежнему видны сквозь прозрачное навершие - они живы! Как живы в душах верующих кресты разрушенного Александро-Невского собора.
Другое пасхальное яйцо художник назвал "Памятник императрице Екатерине II в Екатеринодаре". Это произведение - тоже из цикла "Возрождение". Памятник крестной матери Екатеринодара-Краснодара императрице Екатерине Великой был водружен на пьедестал благодарными казаками 6 мая 1907 года. Прекрасный памятник создал великий русский скульптор М.О.Микешин. Но даже этот "послужной список" не остановил руку разрушителей - памятник был демонтирован в 1920 году и пошел на переплавку.
Краснодарский художник по металлу Михаил Смаглюк восстановил гениальное микешинское творение в серебряной миниатюре, спрятанной внутри сказочно красивой скорлупы пасхального яйца.
Когда в Краснодаре проходила инаугурация избранного на второй срок губернатора Кубани Александра Ткачева, среди приглашенных Смаглюка не было. Но мало кто знает, что, давая клятву, глава краевой администрации держал руку на реликварии с освященной кубанской землей - его, Смаглюка, работы. И серебряная булава, с которой на парадах обходит строй войсковых куреней атаман Всекубанского казачьего войска Владимир Громов, - тоже. А в Свято-Ильинском храме хранится сделанный им ковчег со святыми мощами Ильи Муромца и Никона Тьмутараканского.
Сделано уже немало. Наконец пришло признание. За пасхальные яйца художник получил диплом I степени Международной выставки памяти Карла Фаберже "Петербургский ювелир" и золотую медаль в Москве за победу на выставке "Национальные символы России", собравшей весь цвет российских и зарубежных мастеров.
- А вот удовлетворения все нет, - говорит Михаил. - Наверное, не зря говорили старые мудрецы: ищущий да обрящет.
А ищет он гармонию. Персональная выставка члена Союза художников России, заслуженного деятеля искусств Кубани Михаила Смаглюка, недавно проходившая в Краснодаре, так и называется - "В поиске гармонии". В центре композиции - прекрасная скрипка, сверкающая свежим лаком. Это тоже его творение.
- Все у меня спрашивают, почему вдруг скрипка? - Михаил на минуту задумывается. - А вот почему: раньше я создавал застывшую музыку, скрипка ее озвучила.