ШАГ НАЗАД, НО ДВА - ВПЕРЕД

На встречах в Ярославле и Рыбинске российский президент не раз повторял, что приехал, во-первых, познакомиться с практикой и опытом привлечения капитала в экономику. Область не богата природными ресурсами, нет ни нефти, ни газа, а входит в десятку наиболее инвестиционно привлекательных регионов. Во-вторых, к визиту было приурочено торжественное собрание в старейшем российском Драматическом театре имени Федора Волкова. Театр праздновал юбилей, и президент пожелал лично вручить здешним служителям Мельпомены правительственные награды.

Но была еще одна цель визита, о которой говорилось как бы вскользь, - заручиться поддержкой законопроектов о реформе власти, укреплении ее вертикали. Дума в среду их в первом чтении приняла, но предстоит еще работа над поправками, затем голосование в Совете Федерации. А ярославский губернатор Анатолий Лисицын, один из авторитетных региональных лидеров, до сего дня был в известной оппозиции Кремлю. (Достаточно вспомнить, что год назад именно здесь проводился съезд "Отечества".) Совсем недавно он озвучил настроения коллег, которых "не греет" перспектива лишиться мест в сенате. Такие "тормозящие моменты" для Кремля в преддверии голосования в верхней палате совсем некстати.
Меж тем флагманы ярославской экономики действительно сумели удержаться на плаву, не растерять потенциал. Перед зданием областной администрации Ярославский машиностроительный завод выставил полсотни тракторов, экскаваторов, комбайнов, скреперов, грузовых автомашин. Техника с местными дизелями производится в России, Украине, Белоруссии, являя нечастый пример промышленной интеграции бывших "братьев по Союзу". ОАО "Рыбинские моторы" готовится к серийному выпуску двигателей пятого поколения для штурмовиков и истребителей. Ярославский НПЗ вводит новые мощности, которые скоро позволят выпускать продукты переработки нефти, не уступающие зарубежным аналогам.
Но в нашей нестабильной экономике, словно в королевстве кривых зеркал, развитие конкретного производства вовсе не гарантирует процветания. Наоборот - больше рискует тот, кто вкладывает в это средства, берет кредиты, потому что вместе со сменами правительства без конца менялись и "правила игры" на рынке. Взять "Ярославский бройлер" - после августовского дефолта начал наращивать производство, но тут МНС вводит 20-процентный НДС для птицефабрик, и предприятие снова попадает в долговую яму, потеряв оборотные средства. "Ярославнефтеоргсинтез" никак не может освоить западные кредиты, потому что заключены они под обязательства и после каждой смены кабинета партнеры транши замораживают, требуют дополнительных гарантий. А если сказанное обобщить, то мешают предпринимателям в особенности "три в" - высокие налоги, высокие таможенные пошлины на импортное оборудование и высокие риски для инвесторов.
Владимир Путин обещал предпринимателям поддержку, снижение пошлин на ту технику, аналогов которой в России нет, а также налоговую реформу, которая облегчит фискальный гнет. Но средства для инвестиций предложил, естественно, прежде всего искать у себя дома: "Деньги в России есть, и их много. Надо только создать условия, чтобы их не уводили в оффшоры, а направляли в реальный сектор". Что за условия - президент уточнять не стал. Но, можно полагать, имелись в виду и два готовящихся законопроекта - о защите инвестиций и об амнистии "убежавших" за кордон капиталов.
Встреча с предпринимателями проходила как обмен мнениями. Президент доклад не читал - слушал выступавших, высказывал свои предложения. А живой диалог всегда откровеннее, острее, чем подготовленный помощниками текст. Глава государства ясно обозначил позицию в споре вокруг социальных льгот, предложив сократить число льготников и резко повысить пенсии, стипендии, минимальную заработную плату. Тем самым, по мнению Путина, мы подстегнем потребительский спрос, а он, в свою очередь, стимулирует производство. Похоже, идеи контролируемой денежной эмиссии получили поддержку и в Кремле, и в правительстве, так что монетаристы во главе с Гайдаром отдыхают.
Вообще Путин всячески демонстрировал готовность идти навстречу отечественным предпринимателям. Так, промышленный гигант "Ярославнефтеоргсинтез" испытывает затруднения с сырьем, поскольку "Славнефти", в которую он входит, достались в Западной Сибири не самые богатые скважины. Принимавший участие в совещании глава "Славнефти" Михаил Гуцериев попросил помощи в освоении месторождений Восточной Сибири - и президент тотчас дал соответствующее указание министру энергетики. Как известно, упомянутая нефтяная госкомпания больше года сопротивлялась идее бывшего главы Минтопэнерго - слиянию с ОНАКО и "Роснефтью", жертвой этой борьбы даже пал бывший президент "Славнефти", потерявший свое кресло. В Ярославле Путин заявил, что он не видит смысла в объединении. Отныне, как считает президент, для госкомпаний должен быть главным один критерий эффективности - рост налоговых поступлений в бюджет.
Под занавес Путин зачитал указ, который в зале был встречен громом аплодисментов, - о возвращении государственных наград Дмитрию Стародубцеву, брату нынешнего тульского губернатора. В брежневские времена он поплатился за предприимчивость и строптивый характер - были показательный процесс, исключение из партии и обвинительный приговор. Уже при Горбачеве его реабилитировали, но наград не вернули. "Одиннадцать лет лежали документы на реабилитацию, но Ельцин не решился снять грех с души своих предшественников", - сказал мне Дмитрий Александрович. Несмотря на солидный возраст и пережитые испытания, он по-прежнему возглавляет хозяйство. "Это государственное предприятие имени Дзержинского, - сказал Стародубцев и добавил со значением, глянув в сторону трибуны: - Новая власть порядок обязательно наведет!"
Короткую пресс-конференцию в фойе Владимир Путин и Анатолий Лисицын провели вместе. Президент поблагодарил хозяев за "продуктивные встречи и теплый прием". Губернатора спросили мнение по поводу законопроектов, где предусмотрен механизм отстранения региональных лидеров и лишения их мест в верхней палате. Он помолчал и ответил так: "Для нас, губернаторов, это шаг назад, а для укрепления российской государственности - два шага вперед".
Похоже, отныне ярославский лидер намерен шагать рядом с Путиным.