Концепция называется "Наша новая школа". Первые наработки опробуют уже в этом году - пока в некоторых начальных классах. А вот с 1 сентября 2010 года набор в первые классы пройдет уже по новым стандартам. Все остальные классы станут переходить на новую систему постепенно. О школе будущего "Труду-7" рассказал директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки России Игорь Реморенко.
Школа не лучше учителей
Есть выражение: школа не может быть лучше учителей. "Изменения нужно начинать с педагогов", - объясняет Реморенко. Каждый молодой педагог пройдет обязательную практику в инновационных школах (их около 8 тысяч). Пока же, как правило, их направляют в школы, с которыми дружит вуз. "Например, если вы пройдете практику в какой-то заштатной газете, то и опыта у вас хорошего почти не будет", - объяснил Игорь Реморенко корреспонденту. Так и в образовании: нельзя вырастить хорошего педагога в плохой школе.
Учителя должны в обязательном порядке научиться работать на компьютере. Причем учиться придется многому - и отправлять почту, и владеть пакетом обучающих программ.
К тому же согласно новой реформе стать учителем можно будет вовсе без диплома педагога. Это разрешено и сейчас, но не так часто практикуется. Обучать ребят сможет специалист из любой другой сферы - экономист, юрист, военный, врач. Они смогут вести, например, предметы профориентации. Для этого достаточно сдать экзамены и получить квалификацию в педагогических вузах страны.
Вместо карт - проектор
Введут новые требования и к оснащению школ. Классы освободят от стопок таблиц, графиков и портретов различных деятелей. Например, сейчас в каждом кабинете географии должно находиться не менее 150 карт. По новым правилам достаточно будет одного проектора, с помощью которого учитель покажет школьникам любые материки и страны. "Наглядные пособия можно заменить выходом в интернет, где можно найти любую информацию. И такой кабинет будет готов к работе. К тому же пособия постоянно обновляют, потому лучше один раз купить проектор", - поясняет суть перемен Игорь Реморенко.
Дети болеют от безделья
На уроках физкультуры ребят не будут категорично разделять на "здоровых" и "нездоровых" - такой подход приводит к тому, что большая часть класса попадает в спецгруппу, так как 90% школьников имеют те или иные заболевания. И получается, что "больные" на уроках физкультуры сидят на скамейках в спортзале или в раздевалках. На уроки физической культуры придется ходить всему классу, но у каждого из ребят будет своя нагрузка. Занятия станут проводиться в форме ролевых и командных игр. Одни участники таких занятий прилагают больше усилий, другие - меньше, третьи - минимальные (с учетом состояния здоровья). "Академик Василий Давыдов говорил, что дети болеют от безделья, потому физическая нагрузка должна быть интересной и нескучной", - отметил Реморенко.
Две дороги для талантов
Одаренные дети начнут учиться по особой системе. Выявлять умниц и умников будут на олимпиадах и конференциях, станут чаще и повсеместно проводить интеллектуальные состязания.
Учить талантливых школьников станут как очно, так и заочно. В первом случае ребенок переезжает из родного дома в специальную школу-интернат - их откроют при вузах. Здесь с маленькими гениями будут заниматься профессоры и доценты. Обучение в таких школах бесплатное, поэтому сюда смогут попасть даже дети из бедных семей. В стране действует пять таких интернатов. Сеть расширят, чтобы задействовать больше талантов.
Одаренные дети также смогут обучаться заочно. Это актуально для детей из глубинки и тех, с кем родители не готовы расстаться. Дистанционное обучение ребят по усложненной программе будут проводить ведущие школы страны.
Школа распахнет двери
В учебные заведения пустят не только учеников, но также ребят из соседних дворов и районов. Плюс всех родителей. Если в школе есть бассейн, то в нем можно будет поплавать с мамой и папой, например в выходные дни, когда нет занятий. К тому же в школах откроют кафе и центры досуга, где дети с родителями смогут проводить время вместе.
Мнение
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования:
- В России нет как такового понятия "инновационная школа". Речь идет об учебных заведениях, которые получили специальные государственные гранты. Сосредоточены такие учебные заведения в крупных городах, ездить в них на практику из глубинки неудобно.
Современный учитель должен владеть компьютером, это требование времени.
Привлекать в школу различных специалистов было нормой еще в Советском Союзе. Они помогали учителям, вели профориентацию. И никогда не сдавали никаких экзаменов. Это только дополнительная нагрузка для вузов.
Замена наглядных пособий интернетом и проектором - закономерный процесс. С прогрессом меняются и подходы, так что ничего нового здесь нет.
Индивидуальная нагрузка для каждого ученика на уроках физкультуры - это здорово. Но этого недостаточно. Школьники не будут здоровыми без хорошей медпомощи, питания и отдыха.
Что касается интернатов для одаренных ребят, то они уничтожат таланты. Ведь часто способные дети очень ранимые и замкнутые. В интернатах они становятся одними из многих и ломаются. А вот олимпиад надо больше, это правильно.
Школа должна быть открытой. Это хорошая идея, но тоже не новая. Она разрабатывалась еще в 1980-е годы. Особенно актуальна сейчас в условиях дефицита клубов и центров досуга. Но для ее реализации нужны возможности и средства, которые не всегда есть у школы.
Начнут с педагогов
Каждый молодой педагог пройдет обязательную практику в инновационных школах.
Учителей обяжут освоить компьютер.
Учителем можно будет стать без диплома педагога. Достаточно сдать экзамены и получить квалификацию в педагогических вузах страны.
Классы освободят от таблиц, графиков и портретов, снабдят проекторами и выходом в интернет.
Во время уроков физкультуры будут заниматься все дети, освобождения отменяются.
Одаренных детей начнут обучать по особой системе как очно в интернатах при вузах, так и дистанционно.
Учебные заведения будут открыты не только для учеников, но также для ребят из соседних дворов и районов, плюс для всех родителей.