Исследовательская компания Profi Online Research провела опрос среди жителей 13 крупнейших российских городов, чтобы выяснить, насколько изменилось потребительское поведение россиян во время кризиса.
От витаминов не откажутся
По данным опроса, 39% россиян не экономят на фруктах, а 38% - на молоке. При этом большинство респондентов не видят причин, которые смогли бы убедить их платить больше за непродовольственные товары.
Как объяснила "Труду-7" директор по развитию Profi Online Research Елена Смирнова, потребительские предпочтения россиян только начинают меняться. "Те, кого кризис уже затронул, не могут сразу поменять привычный для них образ жизни, например начать экономить", - отмечает эксперт.
Директор по коммуникациям ВЦИОМа Ольга Каменчук добавила, что со временем люди все же переходят на более дешевые аналоги, поскольку цены на привычные продукты продолжают расти. Глава Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексей Шевяков отмечает: "Если для среднего россиянина инфляция составляла в 2008 году 13%, то для бедных она приблизилась к 25%".
Забыть о себе
Единственное исключение россияне делают для близких. Для них, как свидетельствуют результаты исследования Profi Online Research, они готовы увеличить расходы - и на продукты питания (29%), и на непродовольственные товары (43%). Елена Смирнова замечает: исследование в очередной раз доказывает, что на своих детях россияне экономят в последнюю очередь. "Скорее всего, это связано с характером русского человека, который готов отдать многое, забыв о себе, ради близких и дорогих ему людей", - говорит специалист. Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов добавляет, что в этом смысле россияне похожи абсолютно на всех жителей Земли.
Алексей Шевяков считает, что кризис обнажает и усугубляет все проблемы, которые есть в нашей стране. "Мы сейчас хуже Африки, - говорит эксперт. - В России проблема не с деньгами, а с их распределением". По словам Анатолия Голова, бензин у нас продают по мировым ценам, а зарплаты ниже в 10 раз, чем в Европе.
При этом, говорит он, в той же Европе расходы на питание составляют всего 15-20%, в России у половины граждан этот показатель зашкаливает за 50%. "Если вы тратите на еду половину своего дохода, то вы скорее откажетесь от питания, чем от новых ботинок", - считает Анатолий Голов.
Выбросить сотовый
Подавляющее большинство - более 60% - не готовы тратить больше денег на сотовую связь, обслуживание автомобиля, услуги интернет-провайдеров, обслуживание банковских вкладов и ремонт. При этом более 30% россиян не могут отказать себе в походе в парикмахерскую или салон красоты, на вечеринку или в клуб, в игре в боулинг или бильярд. Готовы увеличить расходы на медобслуживание в негосударственных учреждениях 45% респондентов - но только для детей. При этом 70% вообще не готовы платить больше за медицинские услуги. А 34% россиян могут потратить больше денег на негосударственное образование своих детей. При этом увеличивать расходы на такую экзотическую услугу, как уборка помещений, могут лишь 22% - и опять же только для того, чтобы порадовать членов семьи. "Это люди, имеющие высокий или выше среднего доход, поэтому данная категория граждан не видит необходимости экономить на этих видах услуг", - отмечает Елена Смирнова.
На чем вы экономите?
(% от числа опрошенных)
Продукты питания 50
Одежда 42
Развлечения 30
Лечение и медикаменты 24
Не экономят 12
Источник: ВЦИОМ