Современное отношение к пластической хирургии неоднозначно. От полного восторга до категоричного отрицания. От признания панацеей до обвинений во вмешательстве в дела матушки-природы. Нет только равнодушных.
А нужно ли корректировать время, вмешиваясь в его естественный ход, спрашиваю у генерального директора клиники, доктора медицинских наук, профессора, члена Американской академии лицевой пластической и реконструктивной хирургии Владимира Виссарионова.
- Представьте себя на месте мамы, чей ребенок появился на свет, скажем, с расщелиной лица, или человека, пережившего трагедию и оставшегося с жуткими следами катастрофы на лице и теле. Как вы будете чувствовать себя на их месте? - Владимир Алексеевич смотрит на меня выжидательно. - Или женщину, которая из-за преждевременного старения в неполные сорок выглядит на все шестьдесят? Ведь преждевременное старение - это заболевание, помочь при котором может только пластический хирург. А хороший грамотный врач-косметолог с помощью консервативных методов ухода за кожей поможет сохранить молодость на долгие годы. Так что наше дело - предложить тот или иной путь достижения выбранной цели. А решать самому пациенту. Если он, конечно, не захочет, как я говорю, "пересадить голову на пятку".
Медицинское учреждение, о котором идет речь, наряду с известным Институтом красоты на Арбате - сегодня по-настоящему уникальное в своем роде в России. Как, впрочем, и 25 лет назад, когда "продвинутые" японцы, приехав сюда по обмену опытом, только разводили в восхищении руками: вот это уровень! Здесь по-прежнему не только делают сложнейшие пластические и реконструктивные операции по собственным запатентованным методикам, но и занимаются научной работой, защищают докторские и кандидатские диссертации, разрабатывают уникальные средства по уходу за кожей. Здесь, оперируют только опытнейшие хирурги - специалисты в самых разных областях. Здесь, наконец, чтобы самостоятельно встать к операционному столу, нужно не раз и не два доказать коллегам: я подготовлен к этому всесторонне. Сегодня во ФГУП "Институт пластической хирургии и косметологии" работают 2 профессора, 14 докторов и 24 кандидата наук, 19 врачей высшей квалификации. Это те самые золотые руки, которыми гордится клиника. Такого нет больше ни в одном подобном центре пластической хирургии в России.
- Пластическая хирургия вопреки расхожему мнению - очень тонкая, собирательная специальность, - уверен Владимир Алексеевич. - Если вся хирургия по своей сути - это рукоделие, то пластическая хирургия требует и навыков белошвейки, и обязательно хорошего эстетического вкуса. Врач должен видеть, что и как можно изменить во внешности пациента, а возможно, просто уметь ему отказать. Такое в нашей профессии тоже не редкость.
Институт пластической хирургии и косметологии Министерства здравоохранения РФ - это мощное государственное медицинское учреждение, включающее консультативно-диагностическое, дерматокосметологическое, дерматохирургическое и хирургическое отделения, лабораторию по разработке и производству косметических средств, испытательно-лабораторный и учебный центры. Существует оно на принципах полного самофинансирования.
Войдя в клинику одним человеком, вы можете выйти из нее совершенно другим. И внешне, и внутренне. Ибо красивый, уверенный в себе мужчина, женщина или незакомплексованный ребенок - это уже совершенно иная ступень в самооценке личности. Более 100 000 человек ежегодно "обновленными" покидают стены этого почтенного лечебного учреждения с более чем 60-летней историей. Некоторые возвращаются сюда во второй и в третий раз. И это при том, что рекламу института можно найти разве что на его сайте в Интернете.
- Почему мы не даем рекламу? - переспрашивает Виссарионов. - Потому, что в этом нет необходимости. И без того люди едут к нам со всех концов страны. Работает то самое "сарафанное радио", которое мы и считаем самым верным признаком общественного признания. Поверьте, подобным отношением пациентов наши специалисты очень дорожат. Вы, наверное, заметили, что внешняя обстановка в институте очень непритязательная. Аккуратно, практично, без особой помпы. Зато в распоряжении клиники есть все необходимое, чтобы действительно помочь пациенту в любой ситуации. А главный принцип в работе был и остается - не навреди.
Есть у сотрудников института и еще один жизненный принцип, который вполне укладывается в два коротких слова: можешь - помоги! В реальности он воплощается в благотворительные акции "Радуга", когда в течение нескольких дней лучшие хирурги клиники бесплатно проводят сложнейшие операции детям с дефектами лица и тела. Уже трижды спасительная "Радуга" зажигалась для таких малышей. Более 400 ребят получили возможность шагнуть на этот разноцветный мостик между прошлым и будущим. Будет ли у детей в четвертый раз такая возможность - в институте не знают: ходят слухи, что в недрах Минздрава созрел план объединения клиники с кожно-венерологическим институтом. Странный, прямо скажем, гибрид. Впрочем, как водится, узнать мнение руководства клиники чиновники не сочли нужным.
А значит, угроза того, что первая международная премия за достижения в области клинической медицины (что означает признание и научных достижений, и внедрения их в практику) может на деле оказаться последней.
- Пластическая же хирургия, на мой взгляд, как раз наоборот, давно требует и официального статуса, и более пристального внимания, - считает Виссарионов.
С этим трудно не согласиться.