И ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ!

Масштабы замысла сопоставимы с количеством звезд, занятых в главных, второстепенных и даже эпизодических ролях. Судите сами: Александр Балуев, Сергей Маковецкий, Мария Миронова, Марат Башаров, Чулпан Хаматова, Андрей Краско, Нина Усатова, Владислав Галкин, Константин Хабенский, Татьяна Догилева... Впрочем, стоп, стоп! Ведь придется перечислить имена практически всех самых модных и ярких на сегодняшний день актеров.

Этот фильм повествует о возникновении и становлении в России военной контрразведки. Каждая серия представляет собой завершенный сюжет, полный детективных тайн и неожиданных поворотов, каждая посвящена конкретному эпизоду первой мировой войны и предшествующим ему событиям. Исторический охват - от выстрела в Сараево до заключения Брестского мира. Наряду с вымышленными героями в фильме действуют реальные исторические персонажи: генерал Деникин (Федор Бондарчук), генерал Корнилов (Александр Баширов), генерал Духонин (Дмитрий Певцов) и многие другие.
Надо сказать, что точное воссоздание духа и деталей эпохи было одной из главных задач авторов. Владимир Хотиненко даже пошел на такой неординарный шаг, как утверждение актеров на роль не по кинопробам, а по фото. Они приезжали на съемочную площадку, их одевали в костюмы той эпохи и фотографировали. И по фото делали выбор. Для режиссера важней всего было, насколько точно тот или иной исполнитель соответствует образу эпохи.
Впрочем, сколько авторов разных исторических фильмов и сериалов за последнее время заявляли о своем стремлении к максимальной достоверности и как часто результат явно оставлял желать лучшего! Об этом наш разговор с одним из консультантов фильма, преподавателем истории военного костюма Александром КИБОВСКИМ.
- В последнее время зрители и критики много и с раздражением говорят о вопиющей недостоверности деталей в фильмах на историческую тематику. Неужели положение настолько плохо?
- Да, и уже давно. В советские времена в кинематографе существовал институт консультантов. Иногда он действовал чисто формально, назначали на фильм о войне какого-нибудь генерала, и он вносил пару несущественных правок. Но часто консультации были очень грамотными. Существовала госприемка, где на какие-то детали тоже обращалось внимание. Потом все развалилось - и в кино, и на ТВ началась вакханалия. Исторические эпохи показывались абсолютно недостоверно. Благодатная среда для появления всякого рода "Штрафбатов".
- Но, может, подобная тщательность в деталях и не нужна, ведь авторы фильмов иногда говорят, что они делают не документ, а просто рассказывают сказку.
- Это не так. Статистический опрос показал, что 75% зрителей, приходящих на фильм, где действие разворачивается вокруг какого-то реального исторического события, хотят видеть правду в деталях.
- Главные герои "Гибели империи" - офицеры. Значительная часть действия сериала разворачивается на театре военных действий. А военная форма с точки зрения достоверности, видимо, требует особой тщательности?
- Да, военное обмундирование представляет собой гораздо большую сложность, чем гражданский костюм. Ведь все в нем - цвет, покрой, атрибуты - в нашем случае было строго регламентировано и утверждено лично Государем Императором. Причем эта утвержденная форма существовала для каждого рода войск в самых разнообразных вариантах и на все случаи жизни. Для военных действий в разные времена года, для парадов, для театров и балов. Всего 16 вариантов. И офицер не мог в мундире, предназначенном для ношения в служебное время, появиться, например, на торжественном приеме. К сожалению, почти все наши фильмы изобилуют подобными ошибками. Но дело не в одной лишь форме, но и в том, как ее носить. Допустим, мундир сшит точно по фотографии того времени и подогнан под актера. Вот герой входит в помещение и снимает перчатки. Куда он должен их деть? В карман положить? В руках держать? Или другая ситуация. Офицер пришел в гости к другу. Что он должен сделать с шашкой? Так с ней и сидеть? В прихожей оставить или отдать прислуге? И вот в этих деталях ошибок не удается избежать практически никому.
- Но, видимо, соблюдать точность в костюмах и атрибутах не позволяют не только небрежность авторов, но и низкие бюджеты фильмов.
- Нет, это не так. Я вас уверяю, что в "Гибели империи" подобных ошибок будет значительно меньше, чем, допустим, в многомиллионном блокбастере "Гладиатор", который просто переполнен нелепостями. Все зависит от задачи, которую перед собой ставят авторы, от требовательности съемочной группы и режиссера в первую очередь. Владимир Хотиненко требовал полной достоверности. Например, в сцене заседания в вагоне штаба Брусилова в кадре должен был появиться ординарец. Так вот, Хотиненко потребовал, чтобы мы нашли фотографию ординарца тех времен и сделали все точно по ней. И так во всем. Мы находили и делали.