Этот фильм повествует о возникновении и становлении в России военной контрразведки. Каждая серия представляет собой завершенный сюжет, полный детективных тайн и неожиданных поворотов, каждая посвящена конкретному эпизоду первой мировой войны и предшествующим ему событиям. Исторический охват - от выстрела в Сараево до заключения Брестского мира. Наряду с вымышленными героями в фильме действуют реальные исторические персонажи: генерал Деникин (Федор Бондарчук), генерал Корнилов (Александр Баширов), генерал Духонин (Дмитрий Певцов) и многие другие.
Надо сказать, что точное воссоздание духа и деталей эпохи было одной из главных задач авторов. Владимир Хотиненко даже пошел на такой неординарный шаг, как утверждение актеров на роль не по кинопробам, а по фото. Они приезжали на съемочную площадку, их одевали в костюмы той эпохи и фотографировали. И по фото делали выбор. Для режиссера важней всего было, насколько точно тот или иной исполнитель соответствует образу эпохи.
Впрочем, сколько авторов разных исторических фильмов и сериалов за последнее время заявляли о своем стремлении к максимальной достоверности и как часто результат явно оставлял желать лучшего! Об этом наш разговор с одним из консультантов фильма, преподавателем истории военного костюма Александром КИБОВСКИМ.
- В последнее время зрители и критики много и с раздражением говорят о вопиющей недостоверности деталей в фильмах на историческую тематику. Неужели положение настолько плохо?
- Да, и уже давно. В советские времена в кинематографе существовал институт консультантов. Иногда он действовал чисто формально, назначали на фильм о войне какого-нибудь генерала, и он вносил пару несущественных правок. Но часто консультации были очень грамотными. Существовала госприемка, где на какие-то детали тоже обращалось внимание. Потом все развалилось - и в кино, и на ТВ началась вакханалия. Исторические эпохи показывались абсолютно недостоверно. Благодатная среда для появления всякого рода "Штрафбатов".
- Но, может, подобная тщательность в деталях и не нужна, ведь авторы фильмов иногда говорят, что они делают не документ, а просто рассказывают сказку.
- Это не так. Статистический опрос показал, что 75% зрителей, приходящих на фильм, где действие разворачивается вокруг какого-то реального исторического события, хотят видеть правду в деталях.
- Главные герои "Гибели империи" - офицеры. Значительная часть действия сериала разворачивается на театре военных действий. А военная форма с точки зрения достоверности, видимо, требует особой тщательности?
- Да, военное обмундирование представляет собой гораздо большую сложность, чем гражданский костюм. Ведь все в нем - цвет, покрой, атрибуты - в нашем случае было строго регламентировано и утверждено лично Государем Императором. Причем эта утвержденная форма существовала для каждого рода войск в самых разнообразных вариантах и на все случаи жизни. Для военных действий в разные времена года, для парадов, для театров и балов. Всего 16 вариантов. И офицер не мог в мундире, предназначенном для ношения в служебное время, появиться, например, на торжественном приеме. К сожалению, почти все наши фильмы изобилуют подобными ошибками. Но дело не в одной лишь форме, но и в том, как ее носить. Допустим, мундир сшит точно по фотографии того времени и подогнан под актера. Вот герой входит в помещение и снимает перчатки. Куда он должен их деть? В карман положить? В руках держать? Или другая ситуация. Офицер пришел в гости к другу. Что он должен сделать с шашкой? Так с ней и сидеть? В прихожей оставить или отдать прислуге? И вот в этих деталях ошибок не удается избежать практически никому.
- Но, видимо, соблюдать точность в костюмах и атрибутах не позволяют не только небрежность авторов, но и низкие бюджеты фильмов.
- Нет, это не так. Я вас уверяю, что в "Гибели империи" подобных ошибок будет значительно меньше, чем, допустим, в многомиллионном блокбастере "Гладиатор", который просто переполнен нелепостями. Все зависит от задачи, которую перед собой ставят авторы, от требовательности съемочной группы и режиссера в первую очередь. Владимир Хотиненко требовал полной достоверности. Например, в сцене заседания в вагоне штаба Брусилова в кадре должен был появиться ординарец. Так вот, Хотиненко потребовал, чтобы мы нашли фотографию ординарца тех времен и сделали все точно по ней. И так во всем. Мы находили и делали.