Ремонтные работы ведутся в Новосибирском театре оперы и балета уже 16 лет. Здание огромно. Его общая площадь - почти 12 000 квадратных метров, по объему оно превышает здание Большого театра в Москве. Год назад настала очередь закрывать на реконструкцию "святая святых" - основную сцену. Дабы не потерять репертуар и не развалить труппу, переоборудовали для показа спектаклей концертный зал театра, хоть в нем всего 450 мест. Это в четыре раза меньше главного зрительного зала. Но артисты, понимая из-за чего трудности, не роптали.
Более того, экстремальная для творческого коллектива ситуация пробудила иную жизнь - гастрольную. При поддержке губернатора артисты показали, к большой радости соскучившихся по высокому искусству селян, свое мастерство в райцентрах Новосибирской области. В рамках Года культуры России в Германии театр побывал с оперой Шнитке "Жизнь с идиотом" в Магдебурге, Берлине и Мюнхене. По программе культурного сотрудничества России с Италией труппа выезжала в Рим. Затем был Таиланд - Шестой международный фестиваль музыки и танца в Бангкоке. Большой гастрольный тур со спектаклем "Лебединое озеро" по восьми городам Японии. Показ балета "Щелкунчик" в корейском городе-побратиме Новосибирска Деджоне. Сейчас на фестиваль "Золотая маска" новосибирцы везут в Москву оперу "Аида" в постановке молодого, но уже известного московского режиссера Дмитрия Чернякова... Короче говоря, "реставрационный" год стал в истории Новосибирского театра оперы и балета, как это ни парадоксально, одним из самых творчески насыщенных. Трудности, как заметил в беседе со мной директор театра, заслуженный работник культуры России Борис Мездрич, труппу только сплотили.
Меня ведут лабиринтами здания: мимо репетиционных залов, колоннад, "лесов" - то по вскрытым полам, то по свежевыложенному паркету. Художественный руководитель балета Сергей Крупко предупредительно придерживает под руку, дабы журналистка не споткнулась об арматуру. По ходу слушаю рассказ об истории строительства уникального театра.
Первоначально проект архитекторов Бардта и Гринберга, а также художника Большого театра СССР Курилко был рассчитан на строительство Дома науки и культуры. Предполагалось грандиозное сооружение с уникальным по размерам зрительным залом и многофункциональной сценой (сцена-коробка, сцена-арена, сцена-панорама). То есть театр, стадион, цирк и даже бассейн "в одном флаконе". Здесь могли бы проходить массовые действа, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Например, колонны демонстрантов прямо с площади входили бы со знаменами в руках в один из многочисленных подъездов театра и оказывались на сцене. На ней же могла помещаться и техника - автомобили, трактора. В зрительном зале должно быть 3000 мест. Так задумывалось в 1931 году.
К 1933 году сооружение в основных контурах поднялось над центром сибирской столицы. Но если изначально архитектура театра мыслилась в стиле авангардного конструктивизма, то за пару лет эстетические установки в Стране Советов изменились. Придерживаясь нового лозунга "Даешь декоративное обогащение и следование классическим образцам", во 2-й Московской архитектурной мастерской академика Щусева переработали проект. К сцене-"стадиону" приложили огромный зрительный зал, выполненный в форме античного амфитеатра и украшенный скульптурами в античном же стиле. Посему у театра есть второе народное название - "Сибирский Колизей".
Здание Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) - памятник истории и архитектуры федерального значения. Тем не менее новосибирскому губернатору Виктору Толоконскому пришлось долго "выбивать" в Москве деньги на реконструкцию уникального здания. В результате чуть более миллиарда рублей было выделено из бюджета всех уровней. В течение месяца будет завершена реставрация главного фойе и зрительного зала. Большую сцену, которую сейчас отделяет от зала облегченный пожарный занавес весом 28 тонн (советский из пемзобетона весил 72,5 тонны), планируется открыть осенью. По-видимому, сезон начнут русской классикой - оперой "Пиковая дама".
- У нас будет сцена, отвечающая всем современным творческим и техническим требованиям, - говорит Борис Мездрич. - Да и гастролерам, вплоть до Большого и Мариинки, станет интереснее к нам приезжать со своими проектами.
Если все так и произойдет, это будет поучительный пример москвичам, которые только сейчас с таким трудом и затяжками приступают к ремонту Большого театра. Причем за сумму, в 15 раз превышающую ту, которой хватило новосибирцам.