МАТЬ ИЛИ МАЧЕХА?

По словам представлявшего фильм Николая Бурляева, его тезка Николай Ряполов - художник, который берется за самые насущные для русского общества темы. И как один из основателей киностудии "Отечество" он терпеливо прокладывает дорогу к такому уникальному явлению, как документальный православный кинематограф.

Фильм "Мать сыра земля" посвящен крестьянам Белгородского края и имеет подзаголовок "Опыт духовного осмысления". Как признается сам режиссер, съемочная группа столкнулась с трудной задачей, поскольку сельский мир многослоен, включает в себя множество проблем. Правильное направление подсказал владыка Иоанн Белгородский: "У России есть тысячелетний опыт бытования крестьян на земле. Вам нужно его осмыслить с духовных позиций". В решении столь объемной задачи фильму помогают кадры дореволюционной "крестьянской" хроники, отрывки из фильма Александра Довженко "Земля", музыка Георгия Свиридова, размышления писателей и политиков, приводятся подлинные документы эпохи сплошной коллективизации...
"Нас больше 100 миллионов, а рабочих всего-то пять, - пишет в письме к "всесоюзному старосте" Калинину крестьянин Иван Васильевич Комаров из деревни Ольшан Орловской области. - Но рабочие нынче в диктатуре, а крестьянин жмых жует. Просрочишь два-три дня продналога - забирают лошадь, корову или инвентарь. У меня два коня, три десятины земли и пять человек едоков. Ответь, товарищ Калинин, кто я: кулак али середняк? То так обзовут, то так. Если кулак - путь мне один, на Соловки". Достается в фильме и неразумной политике Хрущева в области сельского хозяйства. Так, на целину были посланы тысячи молодых, работящих людей. А колхозы самой сердцевины Черноземья - Харьковской, Белгородской, Курской, Орловской областей - остались без рабочей силы, что сказывается до сих пор.
Камера с репортажной беспощадностью показывает нам покосившиеся избы некоторых современных деревенек, в которых подчас обитает не более пяти - семи жителей. Однако есть в фильме и фермеры, которые успешно работают, давая работу сотням людей, и преуспевающий колхоз, чьи люди наотрез отказываются от единоличного хозяйствования. Но все же главный вопрос - о земле. Почти все герои высказываются за то, что землю нельзя отдавать в частную собственность, она должна принадлежать всем, кто на ней работает. "С помощью фильма мы хотели покаяться за все то, что произошло в XX веке с крестьянством, - сказал "Труду" режиссер Николай Ряполов. - А также предостеречь: сейчас из-под ног русского человека в буквальном и переносном смысле уплывает земля, русская пашня".
Более оптимистичен писатель Валентин Распутин, который возлагает большие надежды на молодое поколение, только "не на ту молодежь, которая заражена наркотиками, безразличием и буржуазностью, а совсем иную, мало пока заметную, но все уверенней нарождающуюся, в которой чувство обкраденности, одураченности переходит в волевые начала. А уж эти люди, когда войдут в силу, найдут слова, чтобы правильно переписать законы".