МОСКВА - СТОКТОН И ОБРАТНО

На окраине города Стоктон-он-Тиз в Северном Йоркшире, который является столицей английской химической индустрии, уже больше года развевается флаг Российской Федерации. Картина для нас пока непривычная. До сих пор триколор можно было увидеть лишь над посольствами и другими официальными представительствами нашей страны. А здесь он вместе с флагом Великобритании установлен перед стоктонским отделением компании "Дейви Процесс Технолоджи". Объяснение тому - простое: эта компания на сто процентов принадлежит русскому капиталу, а именно нефтяной компании ЮКОС.

В ноябре 2001 года ЮКОС купил сразу две компании: "John Brown Hydrocarbons Limited" и "Davy Process Technology" ("Дейви Процесс Технолоджи"). Первая - ведущий международный подрядчик, предоставляющий инженерно-строительные и управленческие услуги для нефтегазового комплекса по всему миру - от Канады до Новой Зеландии. Компания основана в 1837 году и, помимо Лондона, имеет офисы в Москве, Баку, Тегеране, Тбилиси и Галифаксе. "Дейви Процесс Технолоджи" не может похвастаться родословной, уходящей в глубину веков. Компания молодая, но она не менее интересна для ЮКОСа.
- Наша специализация - разработка технологий для нефтяной, газовой, нефтехимической, химической и фармацевтической промышленности, - говорит ее президент доктор Давид Томлинсон (David J. Tomlinson). - Затем мы продаем лицензии на запатентованные технологии таким крупным клиентам, как, например, BASF/Petronas, BP, Sasol, GACIC, и другим. У нас есть отделения в Стоктоне и в Праттельне (Швейцария).
Стоктонский центр развития и исследования оказался для журналистов наиболее интересным подразделением компании. Представьте себе небольшой трехэтажный корпус, где в четырнадцати лабораториях, буквально напичканных сложнейшей современной техникой и приборами, работают одиннадцать огромных химических и нефтехимических предприятий, правда, в масштабе 1:100000 и меньше. Шестьдесят человек с дипломами и научными степенями лучших университетов Великобритании делают здесь лучшие в мире мини-заводы, конечно же, не для забавы, тем более что такие "игрушки" стоят многие миллионы долларов.
- Вот пилотная установка, на которой проверяются идеи для будущего завода в Южной Африке, - рассказывает руководитель центра, вице-президент "Дейви Процесс Технолоджи" доктор Стивен Холлоуэй (Stephen J.Holloway). - Уголь превращается в химические продукты, из которых потом получают добавки к дизельному топливу, газолин, полипропилен и многое другое. Эта установка стоит девять миллионов долларов.
- Создание прототипов заводов - сложная научная и инженерная работа, - продолжает рассказывать вице-президент на фоне установки для США, которая даже в сильно уменьшенном масштабе занимает помещение высотой в два этажа. - Кроме того, процесс очень дорогой. Но заказчики идут на такие затраты, ведь именно здесь проверяются технологические, коммерческие и экологические риски, отрабатывается дизайн процесса.
На многих лабораторных столах я заметил электронные аптекарские весы. Сырье и конечную продукцию в исследовательском центре измеряют не сотнями тысяч тонн, а граммами, редко - килограммами. Ювелирная точность ученых, инженеров, электриков сопровождает от идеи до "железа" весь проект, который длится от полутора до четырех лет. В Лондоне инженер, показывая мне несколько огромных железных шкафов с технической документацией готового завода, не без гордости сообщил, что каждый миллиметр этого сложнейшего переплетения труб, реакторов и других мудреных установок легко осмотреть в трех измерениях. С помощью компьютера можно "побывать" внутри даже самых неудобных закоулков.
В своей области "Дейви Процесс Технолоджи" владеет лицензиями на тридцать лучших технологий в мире. Идеи генерируют сами, иногда работают совместно с другими исследовательскими центрами и университетами. С недавних пор завязались тесные контакты с Московской государственной академией тонких химических технологий имени Ломоносова.
- Вообще с Москвой у нас связаны очень большие надежды, в июне мы собираемся открыть там исследовательский центр в сто раз больше, чем в Стоктоне, - неожиданно заявляет Стивен Холлоуэй.
Вот это новость! В Первопрестольной чуть ли не на днях открывается крупный научный центр международного класса, а мы продолжаем писать об "утечке мозгов" из России. Выходит, они могут течь и в обратную сторону. Оказывается, в Москве на Ленинском проспекте, 55, уже заканчивается реконструкция здания и летом наш собеседник собирается торжественно открыть там первую очередь нового отделения "Дейви Процесс Технолоджи". Окончательно строительство и обустройство московского центра закончится к концу года. На эти цели ЮКОС выделил 35 миллионов долларов. Еще 4-8 миллионов надо будет тратить ежегодно в первые три года, только потом можно ожидать отдачу.
- Конечно, исследования и развитие - всегда риск, проще ничего не делать, - рассуждает Стивен Холлоуэй. - Но, с другой стороны, то, что для бизнеса хорошо вчера и даже сегодня, может быть губительным завтра. Надо просчитывать ситуацию, как минимум, на десять лет вперед. Не зря же такие крупные компании, как BP, Shell и другие, тратят на исследования по три-пять миллионов долларов ежегодно.
Московское отделение компании будет больше внимания уделять фундаментальным исследованиям, чем развитию существующего производства. Английский вице-президент еще очень мало поездил по российским "нефтегазовым" регионам, но то, что увидел, его просто окрылило. "Там работают первоклассные ученые, - говорит он, - я даже высказал несколько обидное для моих сотрудников суждение: "Вы не столь хороши, как те, на которых мы рассчитываем в Москве".
Чем же таким необычным будут заниматься в московском центре? Например, энергетикой будущего. Уже определена международная команда из восемнадцати ученых, которые будут биться над новыми энергоносителями, в том числе и для автомобилей. Доктор Холлоуэй рассказал о принципе нового процесса получения энергии, но я его толком так и не понял, видимо, помешало отсутствие технического образования или вполне объяснимые недомолвки собеседника. Грубо говоря, речь идет о приспособлении, где топливо на основе нефти будет экологически чистым путем преобразовываться непосредственно в электричество. Фантастика? Похоже, что нет. Некоторые крупные автомобильные компании уже проектируют автомобили под такие "батарейки".
Фундаментальные исследования, безусловно, не заслонят более приземленные изыскания для ЮКОСа и других компаний. "Дейви Процесс Технолоджи" уже разработала новые технологии для труднодоступных месторождений газа на Аляске. Там климат примерно такой же, как и у нас в Восточной Сибири. А суть технологии состоит в том, что непосредственно на нефтегазовом месторождении строится компактный метаноловый завод, который переводит газ в жидкое состояние. Появляется возможность транспортировки газа и нефти на нефтехимические комбинаты в одной трубе. Учитывая сибирские расстояния, мерзлоту и болота, выгода должна быть солидная. Уже сейчас в Москве ведутся работы и над совершенствованием погружных и полупогружных насосов, другие исследования в области добычи, транспортировки и переработки нефти и газа.
Но и это не все. Московский центр исследований совместно с Государственной академией тонких химических технологий и французской компанией IFP организуют академический курс по подготовке магистров технических наук. Учеба рассчитана на два года. Сначала предусмотрены лекции ведущих специалистов, семинары, экзамены, а на второй год запланированы научно-исследовательские проекты на базе центра и практика на предприятиях. Уже сейчас семнадцать человек обучаются по этой программе, и специалисты Стоктона, сами еще молодые люди, регулярно приезжают в Москву в качестве преподавателей. В сентябре нынешнего года будут отобраны еще семьдесят человек. Студентами станут не только сотрудники ЮКОСа, но и молодые ученые, не связанные с нефтяной компанией.
Руководители "Дейви Процесс Технолоджи" не скрывают, что за счет "загрузки российских мозгов" выиграет вся фирма со всеми ее отделениями в Великобритании и Швейцарии. И ЮКОСу это только на руку. А ведь вначале деньги, выделенные на покупку иностранных компаний, казалось, навсегда ушли из России. И вот они возвращаются, чтобы создать несколько сотен, если не тысяч, высокоинтеллектуальных рабочих мест. Вслед за этим должны пойти и новые заказы для отечественных заводов, значит, бюджеты станут богаче, а все мы чуть-чуть умней. Такова логика цивилизованного круговорота капитала в современном мире, частью которого становится и современная Россия.