Расчет Юлия Леонидовича был верным: отечественный закон позволяет создавать образовательные учреждения на трех уровнях - государственном, негосударственном и муниципальном. В первых двух случаях, прежде чем получить аттестацию и государственную аккредитацию, вузу следует сначала доказать свою жизнеспособность: проработать пять лет, осуществить первый выпуск и только после независимой проверки знаний выпускников получить право выдавать дипломы государственного образца. А вот что касается муниципального образовательного учреждения, то оно, как впоследствии и подтвердилось, может жить по другим законам.
Обосновавшись в Воронеже, новый институт под руководством ректора Ю.Золотовского вскоре начал активно "окучивать" районы области, набирая студентов из числа местных жителей. При этом молодежи вовсе не требовалось покидать родные пенаты. По договоренности с администрацией населенных пунктов районные школы и училища выделяли для вузовских занятий свои помещения. О том, что студентам очного отделения нужны специальные библиотеки с учебной литературой, что будущим криминалистам необходимы лаборатории с реактивами, - речи не заводилось. Ранним утром штатные преподаватели и совместители Воронежского экономико-правового института на микроавтобусах, которых для этой цели был закуплен целый парк, выезжали в населенные пункты, вели там лекции и семинары, а вечером возвращались домой.
Выездное обучение было поставлено, как читатель, наверное, уже догадался, на коммерческую основу. Будущим юристам, к примеру, оно обходилось в 16 - 17 тысяч рублей в год. По сравнению с платной учебой на аналогичных факультетах в Москве или в том же Воронеже это не так уж дорого. Увы, часто люди у нас покупаются на дешевизну, просто не понимая, что качественного образования они при этом не получат. Родителей привлекало и то, что дети, став студентами, не покидали родного дома, оставались под присмотром. И еще одно немаловажное преимущество: юношам, поступившим в этот вуз, предоставлялась отсрочка от призыва в армию. Как ухитрился Золотовский добиться такой льготы, распространявшейся на студентов, которые территориально не учились в Воронеже, - остается загадкой. Сколько военкоматы возмущались, даже обращались с исками в судебные инстанции, но бумаги с жалобами переправлялись в Острогожск, и на этом все затихало.
Дела у Воронежского экономико-правового института шли хорошо, число студентов за несколько лет достигло 12 тысяч. Понемногу вуз стал раскидывать сети и в соседних областях - Белгородской, Волгоградской, Липецкой. Правда, там стали требовать, чтобы он юридически оформил свое присутствие на их территории и исправно платил налоги. Что значит "оформить юридически"? Это либо открывать на местах институтские представительства (которые дают право вести только консультационную деятельность, но отнюдь не образовательную), либо официально создавать филиалы, получив соответствующую лицензию и разрешение местных властей. Но этого Юлий Золотовский делать не собирался, на все подобные требования отвечал, что поскольку вуз муниципальный, то и подчиняться он будет только учредителю. За годы своего существования Воронежский экономико-правовой институт ни разу не проходил аттестации и государственной аккредитации, а следовательно, все это время действовал вне правового поля.
Нельзя сказать, что никто не пытался урезонить Золотовского. Не раз делали это и Министерство образования РФ, и администрация Воронежа, и прокуратура. В конце прошлого года Министерство образования РФ приостановило действие лицензии Воронежского экономико-правового вуза с тем, чтобы он до 1 марта 2003 года устранил существующие нарушения. Но все осталось без изменений. И тогда министр подписал приказ, запрещающий этому странному вузу вести образовательную деятельность. А чтобы социально защитить студентов, которые уже обучаются в Воронежском экономико-правовом институте, их переведут в аккредитованные высшие учебные заведения на те же специальности.
Хотим обратиться к будущим выпускникам, а также их родителям: не верьте коммерсантам от образования, их посулам о якобы "высоком качестве" предлагаемого обучения - чем больше обещают, тем вернее надуют! Прежде чем переступить порог приемной комиссии выбранного вуза, первым делом хотя бы поинтересуйтесь, есть ли у него государственная аккредитация.