Чуть меньше месяца осталось до торжественной церемонии вручения Национальной
Чуть меньше месяца осталось до торжественной церемонии вручения Национальной кинематографической премии "Ника" - 15-й по счету. По этому поводу в гостиничном комплексе "Мир" был дан обед для киноакадемиков. Президент "Ники" Эльдар Рязанов объявил финалистов в каждой из пятнадцати номинаций. Фаворитом, как многими и прогнозировалось, стал фильм Александра Сокурова "Телец", который прошел в финальную тройку по восьми номинациям. Соперничать с ним будут фильмы "В августе 44-го" Михаила Пташука, "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева, "101-й километр" Леонида Марягина, "Механическая сюита" Дмитрия Месхиева, "Таежный роман" Александра Митты...
Впрочем, интрига с возможным распределением призов оказалась в этот раз отодвинутой на второй план - обед академиков в какой-то момент вылился, по сути, в стихийный антимихалковский митинг, в котором приняли участие многие влиятельные кинематографисты. Дело в том, что у Никиты Михалкова давно не сложились отношения с "Никой", и он не раз грозился "расправиться" с ней, невзирая на то, что лауреатами этой самой престижной кинематографической награды становились Тенгиз Абуладзе и Юлий Райзман, Сергей Параджанов и Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов и Алексей Герман, Альфред Шнитке и Олег Ефремов, Григорий Чухрай и Михаил Ульянов, Эльдар Рязанов и, по иронии судьбы, сам Никита Михалков...
После недавнего съезда кинематографистов, который подтвердил полномочия Михалкова как лидера творческого Союза, он, похоже, от слов перешел к делу, учредив "альтернативную" киноакадемию "Золотой орел". Две академии, две национальные премии - не многовато ли для нашей чахлой киноотрасли, которая производит в год порядка 40 - 50 фильмов? Об этом два месяца назад ("Труд" от 31.1 с.г) уже приходилось писать в статье "Заклюет ли "Нику" "Золотой орел"? Но с тех пор события стали развиваться по куда более крутому сценарию...
Никита Михалков не удовлетворился созданием собственной киноакадемии, под которую, пользуясь своим влиянием, выхлопотал старинное здание в Харитоньевском переулке, бюджетное финансирование, и стал энергично "заклевывать" нелигитимную, по его мнению, "Нику". Сначала, как рассказал один из отцов-основателей "Ники" Юлий Гусман, из возглавляемого Никитой Сергеевичем творческого союза в адрес региональных отделений СК пошли депеши с ультимативным требованием выбирать между "Никой" и "Золотым орлом" (в пользу, подразумевалось, орла). Этот номер не удался - региональные отделения воевать с "Никой" отказались. Тогда Никита Сергеевич попытался скомпрометировать "Нику" тем обстоятельством, что, дескать, за ней стоят деньги Березовского, хотя на самом деле - и это известно по учредительным документам - "Ника" существует при поддержке Фонда Бориса Ельцина. "Но даже если это было бы и так, - иронически прокомментировал ситуацию Гусман, - то об этом вряд ли стоило говорить человеку, который в свое время поддерживал Бориса Березовского в Карачаево-Черкесии фильмами, танцами и тостами"...
Номер с дискредитацией "Ники" не прошел, и тогда Михалков решился на еще один - весьма, кстати сказать, эффективный - жест. Пользуясь тем, что ОРТ и РТР являются соучредителями "Золотого орла", он предпринял усилия, чтобы торжественная церемония "Ники" не была показана по федеральным каналам. Хотя, как известно, все предыдущие 14 лет это красочное действо неизменно шло по первому или второму каналу. В этой ситуации кинематографисты вынуждены были обратиться к президенту. В письме, подписанном Эльдаром Рязановым, Вадимом Абдрашитовым, Петром Тодоровским, Рустамом Ибрагимбековым, говорится: "Совсем недавно телезрители нашей страны в полном объеме смогли увидеть на первом федеральном канале праздник американского "Оскара". И нам кажется унизительным, что чье-то необдуманное решение может лишить их возможности стать участниками главного события отечественного кинематографа".
Дипломатическое "чье-то необдуманное решение", естественное в послании к президенту, было конкретизировано на обеде академиков "Ники". Юлий Гусман под аплодисменты публики зачитал ряд телеграмм. "Возмутительно и горько! - написал из Парижа выдающийся кинорежиссер Отар Иоселиани. - Михалков, который ходит по кабинетам и просит не давать в эфир трансляцию "Ники", кажется, сошел с ума. Стыдно, что такое происходит". Схожее послание пришло от Алексея Германа. Поиронизировав насчет "вхожести" Михалкова в те же кабинеты, питерский режиссер резко резюмировал: "Если Константин Эрнст не хочет показывать церемонию "Ники", надо поставить вопрос об Эрнсте". К суждениям мастеров режиссуры присоединился знаменитый аниматор Гарри Бардин, который предложил отлить для Никиты Михалкова суперстатуэтку "Ники", дать ему подержать ее и - отобрать "ввиду несоответствия...". Характерно, что никто из присутствовавших на обеде влиятельных кинематографистов в поддержку Михалкова не выступил. И это, как говорится в одном фильме Никиты Сергеевича, многое объясняет...
Конфликт вокруг "Ники", при всем его, казалось бы, частном характере, стал еще одним символом раскола в кинематографическом сообществе. Михалков за годы своего правления вольно или невольно умудрился спровоцировать ряд затяжных междоусобных войн: с "Кинотавром", с Московским союзом кинематографистов, с Киноцентром, с Конфедерацией союзов кинематографистов, сейчас вот с "Никой", в то время как многие позитивные изменения в отрасли происходили, увы, без его участия, о чем он и сам самокритично поведал на последнем съезде кинематографистов. Но тогда к его словам отнеслись спокойно - альтернативы Михалкову на тот момент не оказалось. Нынче ситуация изменилась: после попытки Михалкова разгромить "Нику", в которую входит едва ли не весь цвет кино, среди мастеров экрана весьма активно обсуждается идея созыва внеочередного съезда кинематографистов с тем, чтобы рассмотреть вопрос о блистательном актере и кинорежиссере, чье пребывание во главе СК оказывается столь неоднозначным...