«Ты одессит, Леня, а это значит…»

Как Юрий Башмет сплачивает в Сочи людей и искусства

Февральский Сочи в последнее десятилетие уже невозможно представить себе без Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета. Задуманный сперва как культурная ступенька к зимней Олимпиаде-2014, он пережил олимпийский рубеж и продолжает наращивать творческий потенциал. Только что закончившийся смотр принес сразу пять мировых премьер крупных симфонических партитур и оригинальное театральное произведение под названием «Страсти по Пиковой даме».

Вот парадокс: в городе, куда охотно едет на гастроли любой оркестр и театр, нет своего приличного оркестра и театра. Пока нет. Впрочем, то, что делает Башмет, сочинцы теперь с большим основанием могут назвать своим кровным делом. К примеру, спектакль с Константином Хабенским в главной роли «Не покидай свою планету» по повести Сент-Экзюпери «Маленький принц», впервые поставленный для Сочи, объехал многие города и закрепился в репертуаре московского театра «Современник».

На нынешнем фестивале Театр Башмета (уже можно без всякой натяжки говорить о таком явлении) обогатился новой постановкой — «Страстями по Пиковой даме» драматурга Михаила Палатника и режиссера Павла Сафонова по мотивам повести Пушкина и оперы Чайковского. Это, конечно же, центральное событие праздника. Главные герои здесь — не Герман и Лиза, а Графиня и ее таинственный любовник граф Сен-Жермен. Паре удастся соединиться через 69 лет после первого свидания при весьма мистических обстоятельствах... Центральную женскую роль исполняют сразу две актрисы — Надежда Михалкова и народная артистка СССР, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, поющая ее уже 52 года.

Признаться, сам я на «Пиковую» опоздал из-за конкурса композиторов, уже несколько лет собирающего молодых музыкантов. Для них сочинский конкурс — свет в окошке. Говорит ли вам, к примеру, что-то имя самарца Петра Дятлова? Нет? А знали бы вы, как ажурен его Фортепианный квартет, которому международное жюри во главе с профессором Московской консерватории Александром Чайковским присудило первую премию!

С молодыми певцами здесь занимались такие прославленные педагоги, как, например, великий американский тенор Нил Шикофф и лидер Молодежной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. На гала-концерте в Органном зале ребята продемонстрировали не только яркий вокал, но и колоссальную увлеченность. Отметим удивительное по глубине меццо-сопрано Марии Бараковой из Кемерово, а ныне из молодежной программы Большого, и мощный, «итальянский» тенор одессита Леонида Шошина. Леониду только 26 лет (тенора обычно формируются к 30-32 годам), а Маше и вовсе 19. Но по мне, так они готовая пара: Кармен и Хозе!

В концерте «Национальная коллекция» в рамках одной партитуры можно было услышать армянский дудук Вартана Арутюняна, башкирский курай Роберта Юлдашева и интернациональный альт самого Юрия Башмета. Понятно, Башмет не упустил случая показать, какими выразительнейшими возможностями обладает его инструмент. В мировой премьере «Слова о полку Игореве» Александра Чайковского альт иллюстрировал едва ли не все сюжетные повороты великой поэмы, которую читал (не без запинок — издержки первого исполнения) Михаил Ефремов — от знойного спокойствия донской степи до скрипа половецких повозок.

А в другом премьерном сочинении, «Пяти тайнах великих снегов» Владимира Воронова, вместе с Российским молодежным симфоническим оркестром маэстро перенес зал сочинского Зимнего театра в сверкающий мир тибетских снегов и медитативных монашеских напевов-причитаний.

Молодежный оркестр — уже третий, опеку над которым взял Башмет (после «Солистов Москвы» и «Новой России»). В недавнем интервью «Труду» Юрий Абрамович рассказывал о феноменальной юной скрипачке Валерии Афанасьевой, которую он нашел во время своих странствий и региональных прослушиваний по России. Сейчас с Лерой, прочно освоившейся на престижной сцене, мы познакомились лично. Она переехала из родного Барнаула в московскую ЦМШ, учится у знаменитого Эдуарда Грача и будущее видит у него же в консерваторском классе. Пример перед глазами: Лерина подруга Снежана Пащенко из Екатеринбурга — уже студентка Московской консерватории и концертмейстер первых скрипок оркестра.

Есть в коллективе и «местная» — скрипачка Ира Коблова из Краснодара, вошедшая в оркестр в момент его основания в 2012 году. А участие в оркестре, заметим, это не только три-четыре недели в году веселой тусовки со сверстниками, хотя и это немаловажно, но интенсивная работа над мировыми премьерами с ведущими композиторами, солистами, дирижерами, гастроли по России и за рубежом. Бесценный опыт!

А ведь на фестивале были еще гастроли петербургского театра имени Ленсовета, северокитайской оперы кунку из Пекина, знаменитой тбилисской кукольной труппы Резо Габриадзе. И мастерские молодых поэтов и видеохудожников, и мастер-класс для журналистов, в котором имел честь выступить и обозреватель «Труда», рассказавший, каково это — брать интервью у Георгия Свиридова или Галины Улановой.

Задержу ваше внимание только еще на минуту. Спрашиваю уже знакомого вам Леонида Шошина с Украины, не чувствовал ли он в сегодняшней России какого-либо дискомфорта. «Да что вы, — был ответ, — во-первых, я одессит, а это значит... Во-вторых, в мире музыки свои законы, не те, что пытаются установить над нами политики. Я 25 лет безвылазно просидел в Одессе, но недавно познакомился со специалистами из варшавского Большого театра, выдержал прослушивание в их молодежную программу. И меньше чем за год уже объехал полмира. Теперь в планах — показы в московском Большом и петербургском Мариинском театре. Подступаюсь к русскому репертуару, к роли Ленского. В родной Одесской опере уже пел Синодала в „Демоне“ Рубинштейна. Кстати, к нам в Одессу русские певцы приезжают регулярно. Нормальные люди хотят не враждовать, а петь».

По нынешним временам звучит все это как хорошая музыка, не правда ли?