В российском здравоохранении снова спорят по поводу торговли лекарствами в виртуальных сетях
Депутаты и медики для защиты граждан от подделок предлагают ввести электронные рецепты, переоформлять лицензии и ввести специальный реестр для аптек, занимающихся продажами в интернете. Хотя в реальной жизни этот вопрос давно решен, причем с присущими пытливому российскому уму простотой и изяществом.
Ответственные за наше здоровье ведомства никак не могут прийти к общему мнению: стоит разрешать в интернете торговлю всеми препаратами или же ограничиться исключительно теми, что отпускаются без рецепта. Без консолидированной позиции Дума не может принять соответствующие поправки в законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которые ждут рассмотрения в нижней палате парламента с прошлой осени.
О чем, собственно, спор? Минздрав и Росздравнадзор полагают, что торговля всеми лекарствами приведет к потере всякого контроля, усугублению проблемы самолечения и облегчит наркозависимым гражданам доступ к сильнодействующим препаратам. В свою очередь, ФАС считает, что если уж разрешать интернет-торговлю, то без каких бы то ни было оговорок и ограничений. Потому что только свободные онлайн-продажи действительно могут решить задачу повышения медикаментозного обеспечения населения — особенно маломобильного и проживающего в глухой провинции, ради которого весь этот сыр-бор и затевался.
Сегодня доступность и потребление лекарственных препаратов в России остается на катастрофически низком уровне. За этим тянется целый шлейф проблем: сокращение продолжительности жизни населения, дефицит средств для инвестиций в фармацевтическую отрасль, высокие цены в аптеках из-за роста расходов на аренду помещений.
Здравый смысл подсказывает, что ряд ограничений на интернет-торговлю в любом случае ввести придется. Во-первых, из свободной продажи нужно убирать все препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества, а возможно, еще и медикаменты на спиртовой основе (с содержанием этилового спирта более 25%). Опять же отгрузку и доставку лекарств гражданам должны осуществлять не случайные курьеры, а как минимум имеющие фармацевтическое образование. Медики предлагают постепенный переход к безрецептурным онлайн-продажам с тщательным изучением правоприменительной практики и оперативной работой над ошибками...
Наблюдать за этим противостоянием удивительно и странно. Потому что проблема, занимающая умы такого количества чиновников и экспертов от медицины, давно решена продавцами лекарств и их покупателями на бытовом уровне. Все очень просто. На основе существующей в реальном мире аптеки, а лучше аптечной сети создается информационный портал, содержащий данные как о наличии препаратов, так и об их стоимости. Любой клиент, пройдя стандартную процедуру регистрации, получает доступ к оформлению заказа. Точнее, к подбору лекарственных препаратов, потому что оплатить что бы то ни было на сайте невозможно — все товарно-денежные отношения спущены на уровень «заказчик — курьер». Причем последний для аптеки формально является покупателем.
Спросите, а как же с отпуском лекарств строго по назначению врача? В форме интернет-заказа есть место для галочки, поставив которую покупатель гарантирует наличие у него рецепта на необходимые медикаменты. Ответственность, таким образом, перекладывается с плеч продавцов на плечи покупателей, а они и не против пользоваться удобным сервисом. Понятно, что хождение по лезвию бритвы — дело неблагодарное и такие интернет-аптеки лишний раз на рожон лезть не будут. Купить в них препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества, при всем желании не получится (их просто нет в ассортименте), а вот антибиотики (в том числе и сильнодействующие) — пожалуйста.
Показательно, что отработанная годами система работает как часы вне зависимости от позиции чиновников из надзорных органов. Во всяком случае в крупных городах доставка лекарств гарантируется в течение 2-3 часов после формирования заказа. Ну и, конечно, цены в интернете гораздо гуманнее, чем в реальных аптеках. Это, кстати, легко могут проверить сами министры с депутатами. А потом уж затевать дебаты.