Главная Культура 08:03 02 Марта 2015 3398
«Пиковая дама» за 200 рублей

Не меньше, чем сам спектакль, журналиста потрясло, что на премьеру в Большой театр можно попасть по цене рядового киносеанса

Сергей Бирюков

В Большой театр вернулась «Пиковая дама» Чайковского. Оперный сюжет вернулся к пушкинским истокам: Герман не убивается, а «просто» сходит с ума и грезит о любви и силах рока в своей больничной палате. Наконец, мы все вместе с режиссером Львом Додиным вернулись на 17 лет назад — когда этот «сумасшедший» спектакль был впервые поставлен в Париже. Выиграли от такого возвращения театр, публика и сама опера? Вопрос, на который у автора заметки нет однозначного ответа.

Т.е.возвращение одной из главных русских опер в главный русский оперный театр, безусловно, можно только приветствовать. Тем более с такими мировыми звездами, как Михаил Юровский за дирижерским пультом. Как выдающийся петербургский тенор Владимир Галузин в главной мужской роли. Как его прославленный земляк-режиссер Лев Додин.

Но дьявол кроется в подробностях. Владимир Галузин, говорят, перед постановкой заболел, и репетиционный процесс сдвинулся под самую премьерную дату. Возможно, этом объясняется, что оркестр зачастую звучал плосковато словно на ручках приемника увернули низкие и высокие частоты (и это оркестр Большого! Да еще под рукой международного мастера Юровского). Но даже такой «вегетарианский» оркестр певцам было явно некомфортно пробивать, особенно в первой половине оперы. Это касалось и не вполне, видимо, оправившегося после болезни Галузина, сперва больше рыдавшего и декламировавшего, чем певшего. И приглашенной солистки Большого, русской немки из Германии Эвелины Добрачевой (Лизы), чей голос никак не хотел перелетать со сцены на просторы зрительного зала. А ведь для премьеры театр собрал без преувеличения звездный состав — даже в партиях второго плана знаменитые Максим Пастер (Чекалинский), Вячеслав Почапский (Сурин), Агунда Кулаева (Полина)...

Возможно, задачу усложнила и сценография, отодвинувшая большинство певцов вдаль от публики: они ходят по приступку задника, словно это видения, «проецируемые» взглядом Германа с его койки (она до самого конца останется центром действа) на серую больничную стену. Такое впечатление, что они и оркестр-то не слишком хорошо слышат: так, свою знаменитую арию Елецкий (приглашенный солист Большого Станислав Куфлюк с Украины) начал чуть ли не на тон ниже положенного — правда, быстро выправился.

Отсутствие занавеса и сложных смен декораций дало возможность организовать музыкальное действие так, как об этом, наверное, и мечталось Чайковскому — практически без пауз, единым устремленным потоком. Среди особенно остроумных моментов отмечу карнавальную третью картину, где воля жестокой насмешницы-судьбы, т.е. Додина, усаживает всех трех трагических персонажей — Германа, Лизу и Графиню — рядком с завязанными глазами на все той же койке, причем ни один не подозревает о соседстве с тем, кто вскоре принесет гибель.

Додину, видимо, страшно хотелось избежать стандартной мелодраматичности — и это удается, когда, например, вместо призрака к Герману решительным шагом подходит докторша с лицом Графини, чтобы измерить пульс — и в наговариваемых ею цифрах ему чудится: «тройка... семерка... туз».

Но иногда это уж слишком поперек Чайковского и вместе с мелодрамой убивает и драму. Например, явившегося к Графине в спальню Германа старуха вовсе не пугается, а воспринимает как часть своих мечтаний о прошлом. А потом вдруг спокойно ложится в койку и... умирает непонятно с чего. Чтобы «не заострять», Додин даже убирает из руки Германа пистолет, из-за чего потом приходится корежить текст («Я только поднял руку» вместо «Я только поднял пистолет»). И вся виртуознейшая композиторская работа Петра Ильича, до степени кардиограммы выразившего в струнных и духовых тремоло последний трепет старого, СМЕРТЕЛЬНО ИСПУГАННОГО сердца, пропадает втуне: постановщик ее просто не заметил.

«Убит» в результате неудачной редактуры даже такой неубиваемый хит «Пиковой дамы», как баллада Томского (приглашенный солист Большого Александр Касьянов). Всего лишь тем, что одну-две фразы из его партии постановщики передали Графине (Лариса Дядькова — знаменитое меццо из Мариинского театра). Сюжетное основание вроде у них было: в этот момент речь идет как раз о ней, «московской Венере». Но оказывается, вот до чего важно единство не только мелодии, но тембра: внутренняя пружина этого потрясающего рассказа-триллера сразу ломается. Петр Ильич, гигант из гигантов, все-таки лучше знал, где ввести элемент диалога, а где это совершенно излишне и даже вредно, потому что дробит музыкальный поток.

Наконец сама идея перенесения действия в сумасшедший дом уже к 1998 году, когда спектакль впервые поставили в Париже, отдавала рутиной: к тому моменту масса классических сюжетов, начиная с «Жизели» Матса Эка (1982 год), оказалась «перепетой» на модный полоумный лад. А тем более не назовешь этот прием свежим сегодня, спустя еще 17 лет. Теперь, может быть, более смелой выглядела бы попытка поставить оперу классически — но так, чтобы это было живое зрелище, а не мертвечина (как ни удивительно, что-то в этом духе за день до «Пиковой» привез на гастроли в Москву астраханский оперный театр, представив другую великую оперу Чайковского — «Евгения Онегина», но о ней мы расскажем отдельно).

И все же — под конец вновь о хорошем. Во-первых, эффектности сценографии легендарного Давида Боровского никто не отменял, и внезапно раскрывающееся после тесноты палаты огромное бело-черное пространство (не столько реального дворца Графини, сколько по-петербургски мрачных грез Германа о нем) непреодолимо манит взгляд, теряющийся в темных загадочных глубинах. А во-вторых и в-главных, певцы с течением оперы все более осваивались в предлагаемых обстоятельствах, и аплодисменты, редкие в первой половине спектакля, стали раздаваться и после арии Лизы у Зимней канавки, и после отчаянной песни Германа «Что наша жизнь — игра» в последней картине. Галузин просто совершил чудо — вот он точно вернулся голосом на 17 лет назад и запел так, как в годы своего высшего вокального расцвета. А актерского мастерства ему всегда было не занимать. От такого страшного и в то же время магически притягательного Германа — жалкого больничного сумасшедшего, в котором, однако, живет сам гнусный насмешник Дьявол, — действительно можно сойти с ума.

Ну и самое-самое последнее. Театр из-за предпремьерного ажиотажа с билетами смог предоставить журналисту только, как написано в билете, «неудобное место» в первом ярусе за... вы не поверите — 200 рублей. Администрация извинилась, но ничего другого у нее было. Должен сказать, что, во-первых, так и не понял, отчего это место неудобное: оно недалеко от царской ложи и с него прекрасно видна вся сцена. Во-вторых (позор моей старой журналистской голове), я совершил для себя подлинное открытие, узнав, что в Большой можно попасть на ПРЕМЬЕРУ на ОТЛИЧНЫЕ МЕСТА за цену, за которую и на рядовой киносеанс не всегда пройдешь. Признаюсь, именно это стало для меня одним из самых приятных итогов вечера. Откуда же разговоры и даже депутатские запросы на предмет того, что система распространения билетов в Большой пронизана коррупцией и завязана на спекулянтах с их 20-кратными (ДВАДЦАТИКРАТНЫМИ) накрутками? «Труд» обещает читателям рассказать, что здесь правда, а что миф, в одном из ближайших номеров.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9433
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7135
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?