Желание проследить, куда же на самом деле уходят деньги, выданные банкам для кредитования реального сектора экономики, появилось у властей еще в прошлом году. В декабре в законодательство были внесены поправки, и ЦБ был наделен соответствующими полномочиями. В середине прошлой недели контролеры отправились в финучреждения, которые получили кредиты ВЭБа, беззалоговые ссуды ЦБ и фондирование из бюджета. Всего "счастливчиков" 24, половина из них расположена в столице. Работать в кредитных организациях "комиссары" будут до тех пор, пока организации не возвратят заемные средства госструктурам.
"Основная задача контролеров - следить за целевым расходованием госсредств, чтобы деньги не уходили в валюту, - поясняет президент московской Международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. - Их полномочия широки: например, банки обязательно должны согласовывать с ними сделки, размер которых превышает 1% от стоимости активов". "Придя в банк, "комиссары" запрашивают определенную документацию, изучают ее, выводы передают в ЦБ, - добавляет независимый банковский эксперт Дмитрий Курбатский. - Регулятор изучает бумаги и выносит решение: если банк занимался валютными спекуляциями, он может быть наказан. Но я думаю, чудес не будет: наблюдатели отправились в госбанки и банки из топ-100, их обычно даже не штрафуют".
Вмешиваться в деятельность кредитной организации "комиссары" не вправе. Вместе с тем они имеют доступ к информации о размерах вознаграждений топ-менеджеров банка. "Контролерам разрешено присутствовать на заседаниях совета директоров, где обговариваются эти вопросы, - говорит Алексей Мамонтов. - Права голоса они не имеют, однако все слышат, и обсуждать в их присутствии заоблачные бонусы как-то неудобно". И даже страшно: если ЦБ обнаружит, что зарплата какого-нибудь "топа" вдруг резко подскочила, он может отказать банку в господдержке или ощутимо сократить лимиты. Учитывая, что многие кредиторы заменили казенными деньгами другие источники ликвидности, утраченные из-за кризиса, такая мера может оказаться действенной. Однако Алексей Мамонтов в это не верит: "У государства много других рычагов воздействия на банки, в том числе Счетная палата, которая регулярно проводит проверки и наказывает провинившихся".
По поводу прихода наблюдателей кредиторы не сильно переживают, уверяет Дмитрий Курбатский: "Идет проверка, похожая на ту, что обычно осуществляет Счетная палата". В эффективность работы контролеров собеседник "Труда" не верит: по его мнению, они создадут коррупционную среду. "Карательных функций у контролеров нет, поэтому я с трудом представляю, как "комиссар" будет просить взятку у Германа Грефа", - говорит Алексей Мамонтов.
Кто еще борется с бонусами
В феврале президент США Барак Обама законодательно ограничил выплаты топ-менеджерам компаний, получивших государственную помощь, до 500 тыс. долларов в год. Пойти на такие меры американского главу заставила информация о том, что в 2008 году Уолл-стрит потратила на бонусы 18,4 млрд. долларов, а банковская корпорация Citigroup, получившая из казны 45 млрд. долларов, запланировала купить для руководства новый самолет стоимостью 50 млн. долларов.
Британский банк Northern Rock, спасенный государством и ожидающий убытков в размере более 2 млрд. долларов, тоже вознамерился выплатить бонусы менеджерам, чем вызвал гнев премьера страны Гордона Брауна. Ранее чиновник уже критиковал банки Royal Bank of Scotland и Lloyds, которые тоже получают поддержку из английской казны и тоже хотят щедро вознаградить руководство.