Училище в том же корпусе, где и храм во имя святого благоверного царевича Димитрия. В учебные классы нельзя пройти иначе, как только через храм. Уже в одном этом обстоятельстве ясное указание на путь сестры милосердия.
Медсестрой можно стать по простому своему желанию или по воле обстоятельств; сестрой же милосердия - лишь по Божьему призванию. В ХIХ веке в Крестовоздвиженской общине при посвящении в сестры милосердия новой сестре вручался крест. При этом в обществе было понимание тяжести сестринского служения: после пятнадцати лет работы сестрам милосердия полагалась солидная пенсия.
Сегодня вокруг сестер милосердия ни романтического ореола, ни социальной защиты. И кто поймет девочку, которая напишет в сочинении: "Хочу быть сестрой милосердия". Сказать так в наши дни - как в атаку из окопа подняться. Для этого, наверное, мало родиться и воспитываться в семье с очень крепкими нравственными устоями. Надо еще иметь характер - боевой и упрямый. Надо о многом передумать. Выстрадать свой взгляд на жизнь.
Директор Свято-Димитриевского училища Светлана Витальевна Арзамасцева рассказывает: "Часто бывает: приходит к нам на собеседование девочка-девятиклассница и говорит, что не хочет идти в десятый класс, потому что там одна тусовка. А в классе ее задергали, задразнили "белой вороной" за то, что она хочет учиться. Ну, думаю, "белая ворона" - значит, наша..."
Из сочинения Маши Новиковой, выпускницы Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия: "Еще учась в школе в маленьком городке Рязанской области, я узнала об училище сестер милосердия. Меня сразу же потянуло на героизм. Я представляла, как кругом кровь и взрывы, а мы, такие отчаянные сестры, спасаем людей, забывая о себе..."
В коридоре училища я разглядывал на стенах большие фотографии в рамах: "Сестры милосердия Феодоровской общины, участницы русско-японской войны 1904 - 1905 годов", "Санинструктор Нина Курганова, награжденная медалью "За отвагу", оказывает помощь бойцу"...
И так замечательно было смотреть на эти снимки, замечая в отражении стекла белые косынки и слушая, как возникают и тают в коридоре девичьи голоса. Русские сестры милосердия не остались лишь в учебниках истории. Вот они рядом - сестры ХХI века. Как ждут в наших несчастных больницах их улыбок, их терпения и профессионализма (в прошлом году православное училище сестер милосердия было признано лучшим среди всех московских медицинских училищ)... Как хочется старикам окликнуть: "Дочка..." Как отрадно раненому вымолвить: "Побудь со мной, сестренка..."
Свято-Димитриевскому училищу в этом году исполняется 15 лет, а оно до сих пор остается единственным в своем роде на всю страну. В разных епархиях есть сестринские курсы, есть группы сестер милосердия при медицинских училищах и колледжах, но другого такого православного медицинского учебного заведения со статусом государственного образовательного учреждения создать в России пока не удалось.
Училище находится в центре Москвы, но редко кто из московских школьников и студентов слышал о нем. Преподаватели и старшекурсницы готовы прийти в любую школу, чтобы рассказать о призвании сестры милосердия, показать специально снятый для таких случаев небольшой фильм. Предварительно обзванивают школы, но часто слышат отказ: "Нам это не надо..." Объявления о предварительных курсах (кстати, это единственные в Москве действительно бесплатные курсы) не вывешивают в школах, а иногда даже отсылают обратно в училище с припиской: "Запретил директор".
Что отпугивает этих директоров? Слово "милосердие" в названии училища? Слово "православное"? А может быть, слово "сестры"?
Из сочинения Маши Новиковой: "Этот мир все теряет и теряет самое главное - любовь, а без нее ничего не живет, а только умирает, темнеет, пустеет... И тут мне хочется сказать: "Если не мы, то кто?"
...Под вечер они оставляют в училище свою белую с красными крестами форму, влезают в куртки и пальтишки и выпархивают из-за старинной ограды Первой градской больницы. Спешат кто на троллейбус, кто на метро. Обычные девушки. Если и отличаются чем от своих ровесниц, так тем, что одеты поскромнее и на лицах - ни штриха косметики.
Но вот озадаченно оглядываются им вслед парни, умиленно улыбаются пожилые люди, все прохожие на секунду светлеют душой. И тут не глаза, а сердце узнает что-то очень дорогое и милое, о чем оно позабыло...
Памятью сердца мы узнаем в лицах этих незнакомых, но до боли родных девочек ту храбрую нежность, что равна готовности к подвигу.
Из сочинения Маши Новиковой: "Помню, нам выдали нашу белоснежную форму с красным крестом. Какая это была гордость за нашу Родину, за веру нашу православную! Я не могу передать. Я чувствовала, что недостойна такой белизны, такого звания... Сестра милосердия - значит непременно должно быть милое сердце..."