ПОЧЕМ "ГОЛАЯ ПИОНЕРКА"

В Москве продажей билетов на спектакли государственных театров в основном занимаются частные агентства. Они скупают их у театров для реализации под 5 процентов, после чего накручивают свои 20, а то и 50 процентов. Это зависит от спроса на спектакль, от того, какие "звезды" в нем играют и что играют. Пальма первенства всегда отдается комедиям или скандальным историям.

Я не поверила своим ушам, когда узнала, что столичные агентства дерутся за билеты на "Голую пионерку" в "Современнике", разгромленную средствами массовой информации, продавая места по три с половиной тысячи. Таким образом, журналисты своей критикой только усилили интерес зрителей к этой постановке, которые теперь рвутся увидеть Чулпан Хаматову в роли идейной проститутки, "обслуживающей" командиров в годы Великой Отечественной войны.
Идем дальше. Другой "шедевр" Нины Чусовой - "Тартюф" в чеховском МХТ, от которого пресса камня на камне не оставила. Только в кассе театра цены доходят до 3 тысяч рублей, а в билетном агентстве "Молния" они выше на полторы тысячи. Ну что тут скажешь: если на Западе отрицательные рецензии на спектакли служат главным ориентиром для публики и она ни за что не станет их смотреть, то у нас это лучший пиар, чтобы привлечь внимание любителей Мельпомены.
Проведя небольшое расследование, я заметила, что билетные компании в основном занимаются такими театрами, как Ленком, МХТ, Театр имени Вахтангова, Моссовета, "Современник", где больше всего сосредоточено "звезд" и раскрученных телевидением артистов и где время от времени случаются театральные скандалы, связанные с переписыванием классики "продвинутыми" режиссерами. Частные агентства не слишком-то интересуются Малым театром, "Маяковкой", Театром Армии, Молодежным, ТЮЗом. Не потому, что они плохие, просто большого "навара" на сильном актерском ансамбле не соберешь, если в нем нет модных киношных лиц. Одним словом, рушится то, что всегда считалось фундаментом русского психологического театра, а билетный "спрут" не только манипулирует ценами на билеты, но и помогает оболванивать зрителей.
Так и хочется воскликнуть: "С кем вы, мастера культуры?" Если вы по-прежнему считаете, что театр остается кафедрой, провозглашающей добро, то как может простой служащий купить билет за 7 тысяч рублей на спектакль "N13" или на "Гамлета" за 4 тысячи в МХТ? Вам ответят, что существуют и более дешевые билеты - по 100 рублей на галерке или полторы тысячи в партере в кассе самого театра. А еще добавят: театр - это роскошь и к этому на Западе давно привыкли. Но там, насколько я знаю, нет такого огромного количества репертуарных театров, существующих за счет государственных дотаций, как у нас. Поэтому, господа хорошие, если вы существуете в этой системе, то, будьте добры, и ведите себя, как государственники, не взвинчивайте цены на билеты и не щелкайте малоимущего зрителя по носу: мол, сколько зарабатываешь - там и сиди.
Ведь та же интеллигенция, находящаяся у черты бедности, не может позволить себе покупать билеты в МХТ от 700 до 2 тысяч рублей на "Белую гвардию" Булгакова в постановке Сергея Женовача. Бедный Михаил Афанасьевич! Знал бы он, выпрашивая себе место в литературной части этого театра, что его "Гвардия" во главе с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым станет недоступной для рядового зрителя. Да что там Булгаков, основатели Художественного театра Станиславский и Немирович-Данченко, наверное, тоже с удивлением наблюдают с небес, как их общедоступный театр постепенно превращается в недоступный. В смысле цен на билеты.
С другой стороны, могу понять, почему директора модных коллективов нацелены на богатых зрителей. Ведь им надо содержать дорогих "звезд", удерживать их как-то, чтобы они не сбежали в антрепризу или в кино. Театр не может по гонорарам конкурировать с кино, поскольку это не индустрия. Казалось бы, и слава Богу, меньше шансов попасть под массовый гипноз изощренной пошлости и мнимых ценностей, но ведь на спектакли приходит часть зрителей, зараженных массовой культурой, поэтому волей-неволей приходится потакать их вкусам тоже, если хочешь, чтобы у кассы висело объявление: "Все билеты проданы". И если раньше театр вел за собой зрителей, то теперь, в условиях рыночной экономики, кто кого ведет, непонятно, все смешалось.
В любимом мной Ленкоме, где художественный уровень ни на сантиметр не снижается и только Марк Захаров знает, чего ему это стоит, появилось два коммерческих спектакля: "Все оплачено" и "Затмение". То есть на них были найдены средства, которые надо возвращать. Поэтому билеты в кассе Ленкома на эти постановки продаются по тысяче триста рублей, в то время как на другие спектакли не дороже 800 рублей. Когда же вы, зрители, покупаете билеты в других местах и платите за них вдвое дороже, знайте, на вас наживаются, пользуясь вашей неосведомленностью. Коммерческий рынок расставляет свои сети повсюду, он уже захватил и театральные гастроли, поскольку Министерство культуры теперь этим не занимается. Тут царит полный беспредел. Это хорошо ощущают на себе те города, куда приезжают столичные коллективы, в частности Петербург.
Когда в начале этого сезона Ленком выступал на сцене прославленного БДТ (где билеты в среднем стоят 400 рублей, как и в Малом драматическом у Льва Додина), то питерцы были поражены неслыханными для северной столицы ценами - от двух до трех тысяч рублей. Многие зрители восприняли это как пощечину, поскольку их коллективы ничем не хуже московских и себе такого не позволяют. Но то были коммерческие гастроли, следовательно, часть прибыли от продажи билетов шла не в бюджет театра. В итоге спектакли приехавшего Ленкома обсуждали владельцы "мерседесов", а блокадники, пенсионеры, студенты довольствовались слухами или покупали входные билеты по сто рублей и стояли на верхних ярусах зала.
Примерно такая же история произошла с Вахтанговским театром, показавшим в феврале этого года в северной Пальмире три спектакля: "Дон Жуан", "Амфитрион" и "Чайку". Актеры рассказывали, что молодые люди ловили их у служебного входа и умоляли провести - ведь чтобы попасть на коммерческое представление, им надо было потратить две студенческие стипендии.
Конечно, дешевые билеты и дешевая колбаса это не одно и то же: без нее труднее прожить. И все-таки, когда социальное неравенство возникает в мире искусства, то поневоле начинаешь думать: да о каком духовном росте молодежи можно говорить, если ей доступно только "клинское". Кто-то должен же об этом помнить! Наверное, все-таки сами художники, если они, конечно, хотят сохранить высокую культуру своих репертуарных театров и воспитать будущих зрителей. Когда в питерском театре Ленсовета видишь объявление, что билеты в кассе с 11 до 12 часов стоят не 250 рублей, а вполовину меньше, то как-то теплеет на душе, ибо здесь думают не только о себе, но и о тех, кто получает пенсии, стипендии. Дело тут не только в том, что в Петербурге люди живут намного скромнее, чем в первопрестольной, просто сама атмосфера в театрах другая: коммерции меньше, а сочувствия к зрителям больше.
Поймите меня правильно, я ни в коем случае не хочу обижать московские коллективы, тем более те, которые трудятся для своих зрителей на Юго-Западе, в Перово или Текстильщиках, создавая культурный микроклимат этих районов. Я также понимаю, в каком трудном материальном положении находятся небольшие театры-студии, типа "У Никитских ворот", "На Покровке", "Около дома Станиславского", после пожара выступающего в маленьком закутке на 70 мест, но по-прежнему получающего "Золотые маски". Им не светят ни правительственные гранты, ни коммерческие гастроли, но от того, что они маленькие, их искусство отнюдь не становится менее значительным и скромная цена билетов не влияет на творчество артистов.
В последнее время мы часто говорим о предстоящей театральной реформе, грозящей гибелью многим коллективам, об утрате художественных критериев, о погоне за сиюминутным успехом ради желанной прибыли, забывая при этом об ответственности деятелей сцены перед теми, кто сегодня имеет возможность сидеть только на галерке. По сути, это самый доброжелательный и взыскательный зритель, потому что он идет сюда по зову сердца, экономя на всем, и обманывать его никак нельзя.