Близкие похищенной, как и службы безопасности, сделали все, чтобы о происшествии никто не прослышал. И их понять можно. В то время, как пребывающий в расстроенных чувствах супруг избегал огласки в связи с возможной выплатой откупных, о размерах которых можно было только догадываться, правительственные чиновники были озабочены тем, как бы имидж независимого государства не пострадал от дерзких бандитов. Ведь Джангир Гаджиев, супруг похищенной, - руководитель крупнейшей финансовой структуры республики, вхожий в высшие государственные сферы.
В Азербайджане людей крадут не так уж часто, хотя народные традиции в этом плане имеются, и весьма своеобразные. Например, в последние годы получил распространение позабытый в советские годы обычай умыкания невесты.
Другое дело - настоящие похищения. Несколько лет назад выкрали сына главы исполнительной власти Ленкорани Дильрубы Джемаловой. По старой партийной привычке возмущенная мать (госпожа Джемалова в советское время работала там же секретарем горкома) кинулась с жалобой к одному из высших государственных чиновников, доказывая, что преступники посягают на авторитет существующей власти.
- И все же, чего они хотят от тебя? - вопросил чиновник.
- Триста тысяч...
- Так отдай им эту мелочь, чтоб не страдал авторитет власти, - последовал совет (здесь и далее имеются в виду исключительно доллары. - Прим.авт.).
Данный совет, как и многие другие ценные указания и рекомендации, имели без преувеличения, далеко идущие последствия как для похитителей, так и для похищаемых. Через несколько месяцев, когда у одного министра исчезли жена и племянник, он направил свои стопы уже не в полицию, а к местным криминальным авторитетам, которые оперативно отыскали и возвратили домой похищенных. И в общем-то за недорогую цену - какой-нибудь миллион. С тех пор подобного рода конфликты в Баку решаются на удивление мирно и, к общему удовольствию, без излишнего шума. Пошла вниз статистика тяжких преступлений. Защищен и авторитет госчиновников.
Случай с З. Гаджиевой местные эксперты считают особым. По их мнению, похищение лиц женского пола, а тем более замужней женщины - явление нечастое. Даже в пору безвременья, когда киллеры отстреливали на улицах Баку чиновников и кража состоятельных людей была обычным делом, бандиты оставляли в покое слабый пол. И вот как гром среди ясного неба - выкрали жену крупнейшего банкира. Последний недолго отмалчивался. Исчерпав частные возможности поиска, он все же обратился к властям. Следователям, подключенным к делу, ничего не оставалось, как ждать, когда похитители дадут о себе знать сообщением о величине выкупа. И вскоре оно поступило. У банкира запросили ни мало ни много 20 млн. долларов. И сразу родилась версия, покончившая с предположениями о восточной вендетте в духе индийских фильмов. Знатоки банковских операций сразу вспомнили, что несколькими месяцами ранее МБА провел крупную операцию, связанную с куплей-продажей ореха. Операция оказалась неудачной для банка, руководитель которого вынужден был сообщить о значительных потерях, связанных якобы с падением цен на орешки. Вроде бы обычная история, да только сумма объявленных финансовых убытков удивительным образом совпадает с затребованным похитителями выкупом...
По дерзости и профессионализму захват заложницы, по мнению экспертов, больше напоминает работу чеченских группировок.