ГРАДУС КИПЕНИЯ

В начале февраля жители бурятского поселка Сотниково пригрозили перекрыть федеральную трассу. До этого два месяца - после аварии на теплотрассе - мучились от холода в своих домах. На улице - 30-градусные морозы, и в квартирах температура не поднимается выше плюс 7 градусов. Школу и детсад вообще пришлось закрыть.

На очередном сходе сотниковцы выплеснули гнев на власть, но легче не стало. Казалось бы, на подготовку к нынешней зиме коммунальщикам выделялись немалые средства. Они даже закупили оборудование, которое так и осталось лежать на складе не смонтированным. А отопительная система давно изношена. Весной вскрыли теплотрассу - там сгнившие, проржавевшие трубы. Заменять не стали - вот в декабре и прорвало сразу в пяти местах. Глава местной администрации обвинил в аварии муниципальное предприятие ЖКХ, оно, в свою очередь, - районную власть... Не найдя правды, жители обратились в прокуратуру республики, которая возбудила уголовное дело по статье 293, ч. I - "Халатность и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей".
Этой зимой в Бурятии случилось не одно ЧП. В начале отопительного сезона была авария в котельной поселка Слобода в Кяхте - в результате разморожена система отопления четырех многоквартирных домов. Подобная ситуация может повториться и в других населенных пунктах: в Новоильинске, Закаменске, Гусиноозерске, где коммунальные системы тепло- и водоснабжения тоже в критическом возрасте. В ряде мест капитальный ремонт оборудования не проводился с момента их пуска в эксплуатацию, то есть от 25 до 50 лет. Поэтому все чаще слышим: там запарит, тут прорвет. Конечно, на обновление коммуналки нужны немалые средства. Но почему этой проблемой не занимались много лет, а теперь пытаются решить исключительно за счет квартиросъемщиков?
Коммунальщики упрекают жителей в том, что те не хотят платить. Но многие - просто не в состоянии. Тарифы на коммунальные услуги значительно превышают платежеспособность основной массы населения. Как может учитель со средней зарплатой 3,5 тысячи рублей оплачивать коммунальные услуги, которые съедают у него ровно половину семейного бюджета? А с 1 января электричество подорожало на 16 процентов, хлеб - на 13 процентов, проезд на транспорте...
В Улан-Удэ даже переусердствовали с увеличением тарифов ЖКХ. Пришлось вмешаться республиканскому комитету профсоюзов, прокуратуре... Оказалось, горсовет необоснованно задрал тарифы - в нарушение федерального закона, согласно которому их можно повышать на 16 процентов в год, а город захотел получить сразу 40. О людях не думали. Главным было - закрыть дыру в городском бюджете, которая образовалась в прошлом году.
Кстати, этой дырой заинтересовался республиканский Минфин и провел проверку. Обнаружились нарушения законодательства в оплате труда муниципальных служащих, в расходовании бюджетных средств, а также перерасход премиального фонда, завышение затрат на финансирование льгот. Оказалось, объем запланированных бюджетных ассигнований только по органам управления завышен на 20,6 миллиона рублей. Как не образоваться бюджетной дыре при таком аппетите чиновников?
Неспособность муниципальных властей и руководства ЖКХ осуществлять реформу отрасли отражается на финансовом состоянии самих коммунальных предприятий. Так называемые МУПы (муниципальные унитарные предприятия) постоянно балансируют на грани банкротства. Типичный пример: "Городские электрические сети" - один из основных должников за потребленную энергию. Его долг перед ОАО "Бурятэнерго" составляет 160 миллионов рублей. Образованная в 2003 году "Улан-Удэнская энергетическая компания" тоже нежизнеспособна. Когда ее создавали, надеялись, что новое предприятие будет лучше снабжать город теплом. Но городская компания задолжала республиканским энергетикам 409 миллионов рублей. Если последние потребуют деньги, администрация города может оказаться финансовым банкротом. Из-за сложившейся в ЖКХ ситуации ОАО "Бурятэнерго" срывает платежи за электроэнергию и уголь поставщикам. Из этого порочного круга непросто найти выход. Тем более когда поиском никто особо и не занимается - проще обложить оброком население. Но терпение людей не беспредельно.
В Улан-Удэ уже поговаривают: если в конце месяца горсовет все-таки утвердит тарифы, а речь идет о 40-процентном повышении, то не избежать социального протеста. Накал страстей дошел до точки кипения в том же поселке Сотниково. И не только там.