В столь интересное положение президента США поставила публикация «кремлевского доклада» американского Минфина
«Кремлевский доклад» Минфина США вызвал бурную полемику по обе стороны Атлантики. Причем он никому не нравится — ни ярым поборникам ужесточения санкций против России в Конгрессе США, ни европейцам, опасающимся за свои инвестиции и упущенные прибыли. Тем более он не понравился России, которая сочла его «недружественным актом, направленным на дальнейшее ухудшение двусторонних отношений». Так для чего он вообще публиковался — черный список высших чиновников и олигархов России? И что в его секретной части?
Оказывается, перечень 96 ведущих бизнесменов России, заработавших больше миллиарда долларов, вовсе не отражает твердого намерения администрации Трампа всех их наказать как врагов США. Как сообщила The Guardian, некий высокопоставленный чиновник администрации президента отклонил список российских олигархов, изначально составленный специализированными американскими ведомствами. В последний момент его заменили на всеобъемлющий список богатых россиян, тупо скопированный прямо из традиционного рейтинга журнала Forbes.
Шведский экономист, сотрудник Атлантического совета Андерс Ослунд, с которым консультировались при составлении списка, был поражен тем, что в конце концов вышло в печать. Ослунд написал, что изначально «кремлевский список» был призван «выявить тех, кто сколотил состояние за счет незаконных связей с Кремлем». А новый перечень получился, по оценке Ослунда, «смешным, поскольку там нет никаких критериев».
С плохо скрываемой гордостью издание Forbes сверило списки и подтвердило, что перечень Минфина — точное воспроизведение страниц журнала от 2017 года. На уточняющий запрос редакции по электронной почте пришел комментарий Минфина: мол, доклад составлен с помощью открытых источников, в том числе и Forbes, а в качестве критерия выбран порог в 1 млрд долларов как «разумное число». Вряд ли это можно назвать ответом по существу.
Само издание Forbes объясняет ситуацию тем, что его составители были озабочены, как бы список не вызвал неуправляемую н-ервозность на рынке. И вот теперь аналитики Bank of America Merrill Lynch заключают с облегчением: «Главное рискованное событие осталось позади». А ведь еще до публикации списка американских инвесторов тревожило, что Министерство финансов объявит санкции против российских гособлигаций и против акций уже подвергнутых санкциям компаний, таких как Сбербанк и «Газпром». А у американцев там зависли приличные суммы. Война войной, а обед по расписанию...
Немецкая Suddeutsche Zeitung уверена, что «санкционный список таковым не является». По оценке деловой газеты, «кремлевский список» вызвал в Москве сдержанную реакцию — «там лишь покачали головой и пожали плечами». Такую реакцию газета объяснила тем, что Трамп не решился вводить новые санкции против российского ВПК, как того требует Конгресс. С политической точки зрения позиция Белого дома является «проявлением неуважения к Конгрессу», зато она вполне устраивает немцев. В Германии опасаются, что «новые штрафные меры против «Газпрома» поставят под угрозу «Северный поток — 2», по которому в страну должно прийти больше российского газа».
Влиятельный Der Spiegel задается вопросом, что значит кремлевский доклад для российских олигархов. «Трамп и госсекретарь Тиллерсон пытаются сделать шпагат: с одной стороны, публикацией списка они идут навстречу требованиям Конгресса, но с другой стороны, они не хотят слишком раздражать Россию. Идея в том, чтобы обуздать Москву лишь с помощью угрозы более жестких санкций в отношении ближайших друзей Путина».
А вот тот факт, что черный список вызвал беспокойство в среде российской элиты, Der Spiegel считает очевидным. По мнению журнала, над большинством фигурантов завис дамоклов меч — как, впрочем, и для зарубежных партнеров, которые ведут с ними дела. Ведь впредь их имя будет связываться с Кремлем.
Но те, кто рассчитывал на сокрушительный удар по России, не скрывают разочарования. Даже вечно лояльные к Америке латвийские СМИ считают новые списки малоэффективными. Газета Diena прогнозирует: повлиять на внешнеполитический курс Кремля такие меры не смогут. Если во времена Обамы при расчетах занижался уровень стабильности российской экономики, то в этот раз то же самое сделано в отношении политической системы России. По сути, считает Diena, Трамп пытается освободить ниши для американских компаний в таких сферах, как энергоресурсы, вооружение, информтехнологии. Но тщетны шансы таким способом заставить Кремль отказаться от независимой внешней политики или добиться свержения Путина.
Кто бы спорил...