Гуманитарная катастрофа: ИНИОН РАН подсчитывает убытки от пожара

По данным президента Академии наук Владимира Фортова, огонь уничтожил или повредил 15% фондов библиотеки. Основные версии причин случившегося - замыкание проводки и поджог 

В ночь на понедельник, 2 февраля, 150 человек и 45 единиц техники занимались ликвидацией последствий пожара в здании Института научной информации по общественным наукам - ИНИОН РАН. Специалисты завершали проливку здания и разбирали завалы.

Библиотека ИНИОН, четвертое по объему фондов книгохранилище в России, сгорела в субботу, 31 января. Точнее, о самом возгорании стало известно поздним вечером в пятницу; однако полностью справиться с огнем пожарные смогли лишь сутки спустя.

Пожар не получил высшей, пятой категории сложности: ему была присвоена третья категория. Тем не менее, как сообщил директор ИНИОН РАН, академик Юрий Пивоваров, пострадавшее здание восстановлению не подлежит.

Предварительные цифры ущерба могут быть оглашены сегодня; однако какими бы они ни оказались - ученые и обозреватели уже назвали произошедшее национальным бедствием, крупнейшей катастрофой для российских гуманитарных наук. В пламени погибли тысячи книг и рукописей, в числе которых, разумеется, были и уникальные издания.

Было – и не стало

Книгохранилище ИНИОН было создано 7 февраля 1969 года на базе Фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР имени В.П. Волгина, которая, в свою очередь, была основана еще на заре советской власти, в 1918 году. Просуществовав без малого столетие, учреждение собрало коллекцию из более чем 14 миллионов книг и периодических изданий. В здании хранилась 121 тысяча рукописных материалов, редкие издания XVI — начала XX веков, а также самые полные, а в некоторых случаях и единственные в России собрания документов международных организаций, Лиги наций, парламентские отчеты США и Англии, начиная с конца XVIII – начала XIX века.

В результате пожара, охватившего две из двенадцати тысяч квадратных метров здания, рухнула минимум тысяча квадратных метров кровли. Ущерб книжному фонду, по данным президента Российской академии наук Владимира Фортова, составил около 15%.

Уже известно, что сгорела уникальная подборка коллекции книг ООН; об этом журналистам рассказал замдиректора ИНИОН РАН Дмитрий Ефременко. «В той части здания, которая уничтожена полностью, находились научные подразделения. Там находились несколько читальных залов, включая читальный зал с уникальной подборкой коллекции книг ООН. Это то, что, очевидно, погибло безвозвратно», - констатировал Ефременко.

Его коллега, руководитель Центра перспективных методологий социальных исследований ИНИОН РАН Михаил Ильин, добавил, что огонь уничтожил и собрание Московского Роккановского центра, «включавшее уникальные материалы, полученные от коллег из Норвегии и других стран... У нас были уникальные коллекции — не пыльные документы ХVII века, а то, с чем люди активно работают сейчас, все самое горячее и интересное в гуманитарной науке, - пояснил ученый. - ИНИОН очень сильно пострадал. Очень многое, что было в повседневной работе, сгорело, включая весь архив нашего центра, мою личную научную библиотеку на две тысячи книг и тысяч пять-шесть ксерокопий и рукописей».

Помимо этого, на первом этаже здания располагалась серверная. Там, в компьютерной оцифровке, хранились 3,5 миллиона цифровых копий редких книг. Теперь специалисты всерьез опасаются, что их могла уничтожить вода, попавшая в серверную при тушении. Она же могла попортить и фонды основной части хранилища, содержащей свыше 10 миллионов экземпляров книг и редчайшей периодики, до которых не добрался огонь.

Есть и еще одна опасность: о ней рассказал «Коммерсанту» один из сотрудников ИНИОН, попросив не называть его имени. По его данным, пожар уничтожил предметный и алфавитный каталоги, а без них любая библиотека, по выражению специалиста, не более чем «беспорядочная гора книг».

«Даже нельзя будет установить, что именно сгорело, - пояснил источник. - Не удивлюсь, если через какое-то время на черном рынке появятся издания из фондов нашей библиотеки, а доказать их происхождение будет практически невозможно».

Кто виноват?

Юрий Пивоваров, возглавлявший ИНИОН РАН 18 лет, отметил и огромный ущерб, нанесенный самому институту. По его словам, ИНИОН «был конвейером науки, и этот конвейер остановился». Учреждение обладало солидными научными базами данных, готовило к печати и выпускало в своей типографии массу печатных изданий. «И это всё вышло из строя», - констатировал директор.

Однако не менее важным, чем вопрос об ущербе, является для специалистов и вопрос о причинах произошедшего. Как выяснили журналисты «Известий», на этот счет полиция разрабатывает несколько версий. Основные из них – короткое замыкание и поджог.

С предположениями о поджоге категорически не согласен Владимир Фортов. Первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Москве Александр Гаврилов также заявлял прессе, что версия о попытке умышленного уничтожения библиотеки вряд ли имеет под собой основания. Несмотря на это, следователи относятся к этой версии предельно серьезно. Некоторые подробности об особенностях пожара уже обнародованы; так, прессе стало известно, что пожарная сигнализация и дымовые извещатели, которыми были оснащены все помещения ИНИОН, не сработали. Есть также данные, что возгорание началось с третьего этажа, а там, как узнали следователи, только в конце 2014 года была проведена замена противопожарного оборудования.

Теперь правоохранители проверяют подрядчиков библиотеки, проводивших работы по обновлению и обслуживанию пожарных систем. «Следствие получило документы от пожарной инспекции по проверкам, - рассказал «Известиям» источник в следственных органах. – Так, два года назад службой было выявлено более 100 нарушений. Все они должны были быть устранены 31 января этого года».

Были ли эти работы проведены и в каком объеме, предстоит выяснить. Что касается прошлого года, то в 2014-м ИНИОН потратил на мероприятия, связанные с пожарной безопасностью, свыше 8,7 миллионов рублей.