Главная Культура Афиша 00:29 02 Февраля 2011 3575
Евгений Миронов сыграл кровавого императора с тихим голосом
Театр Наций выпустил спектакль «Калигула» с культовым актером Евгением Мироновым в роли порочного императора
Марина Шимадина

«Труд» считает, что зрелище нужно воспринимать интуитивно, не ломая голову над его усложненной символикой.

Пьеса нобелевского лауреата Альбера Камю необычайно сложна сама по себе. Она показывает экзистенциальный ужас человека, осознавшего свою смертность и несовершенство мира, его отчаянную попытку этот мир переделать, докопаться до истины и достичь абсолютной свободы хотя бы за счет других. Режиссеры обычно стараются облегчить зрителям восприятие этого текста, развлекая картинами римского разврата (как это было у Андрея Житинкина) или давая очевидные подсказки (например, у болгарина Явора Гырдева костюмы и декорации были выдержаны в красно-черных фашистских тонах).

Но Эймунтас Някрошюс в своих постановках никогда не дает готовых ответов. Он заставляет зрителей работать так же напряженно, как и актеров на сцене. А какие титанические внутренние усилия — при минимуме внешних эффектов — приходится прилагать артистам, видно невооруженным взглядом. В конце спектакля Евгений Миронов таскает по сцене большие камни (любимый элемент сценографии Някрошюса), но кажется, что он этим занимался все четыре часа. Его герой — не деспот, не исчадие ада, не помешавшийся невротик. И тот суровый взгляд из-под бровей, который преследует со всех афиш, в общем-то не соответствует сценическому образу. Этот Калигула чужд излишней экспрессии, говорит тихим голосом и поначалу выглядит как растерянный мальчик. Больше всего он терзает себя, а не других. Это Гамлет времен Нерона и Сенеки, вынужденный мстить за существующий миропорядок всем подряд — богам и самой жизни.

Чтобы оттенить объемную романтическую фигуру императора-страдальца, его окружение сделано одномерно-характерным. Известно, что Някрошюс любит, нащупывая зерно роли, уподоблять своих героев животным. Например, Лопахина в «Вишневом саде» он называл волком-одиночкой. Если продолжать аналогии, очевидно, что друг Цезаря Геликон (Игорь Гордин) здесь — верный пес, для которого на сцене имеется специальная будка. А его любовница Цезония — ручная черная галка. Конечно, роль Марии Мироновой, одна из самых удачных в спектакле, не исчерпывается этим анималистическим сравнением. Ее героиня, мягкая и женственная в первом акте, постепенно превращается в трагическую клоунессу с глазами, полными отчаяния.

При всем трагическом накале спектакль не лишен юмора. Чего стоит одно появление императора, изображающего богиню Венеру, в тазике с мыльной пеной. Как всегда у Някрошюса, спектакль полон фирменных режиссерских метафор. Их можно разгадывать как сложные масонские символы, но, наверное, правильнее не ломать голову над каждым знаком, а воспринимать все на интуитивном уровне, впитывать кожей. Цезония то и дело прикладывает мокрые пальцы к горячему утюгу, издавая характерное шипение испаряющейся влаги. Умершая сестра Калигулы Друзилла, которая призраком бродит по сцене, ранит и обжигает босые ноги. Да и серый шершавый шифер, из которого выстроены декорации, тоже будто царапает взгляд, создает ощущение жесткости и дискомфорта. Ну, а самая сильная, финальная сцена, когда Калигула прыгает навстречу смерти в толпу, ощетинившуюся осколками битого зеркала, пожалуй, будет понятна каждому без комментариев.

Цитаты

Евгений Миронов, актер:

— Это был серьезнейший честный труд почти на пределе возможного. Мы полтора месяца не расставались, репетиции шли с утра до вечера каждый день. Единственный выходной за все это время у нас был 1 января.

Но эти дни в «монастыре» с Някрошюсом стоят многих лет работы с другими: процесс репетиций и общения с мастером меняет многое внутри тебя, происходит глобальная трансформация. Я бы не прекращал это ни на секунду и не заканчивал никогда.

Мария Миронова, актриса:

— У меня подобного рода ролей никогда не было ни в театре, ни в кино. Я совершенно не знала, как это играть. Эймунтас Някрошюс абсолютно выбивает из какой-то привычной колеи, и только в этот момент начинает что-то рождаться. Я очень благодарна режиссеру за то, что он снял с меня те налеты, которые постепенно образуются на актере. Моя героиня сильная, но сломленная женщина. Она живет одной любовью — вот этим она мне и близка.

Самые знаменитые Калигулы театра и кино

Жерар Филип

Легендарный французский актер стал первым исполнителем главной роли в пьесе Камю. Он сыграл демона с лицом ангела, 1945 год.

 

 

Константин Хабенский

Его герой в спектакле Юрия Бутусова (Театр Ленсовета) был бунтарем, противостоящим серой толпе, 1998 год.

 

 

Малкольм Макдауэлл

Главная роль в скандальном фильме Тинто Брасса стала вершиной в карьере британского актера, 1979 год.

 

 

Олег Меньшиков

Роль императора в мантии Пьеро в спектакле Петра Фоменко по незнакомой еще нам пьесе Камю произвела фурор, 1990 год.

 

 

Самые кассовые фильмы российского проката 2010 года

«Аватар», $117,1 млн.

3D-эпопея Джеймса Кэмерона стала самым коммерчески успешным фильмом всех времен. Многие посмотрели «Аватар» несколько раз.

 

 

«Шрек навсегда», $51,4 млн.

Критики предсказывали заключительной части мультфраншизы о Шреке провал, но фильм собрал в мировом прокате больше 700 млн. долларов.

 

 

 

«Алиса в Стране чудес», $42,1 млн.

Тим Бертон превратил сказку Льюиса Кэрролла в голливудский блокбастер, где нашлось место даже для битвы на мечах.

Пьесы А.Н. Островского прекрасно проходят проверку временем

Анна Чепурнова
Труд
Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

В Вахтанговском театре — череда спектаклей о любви от классиков. Недавно была премьера чеховского «Ионыча», а теперь режиссер Сергей Тонышев поставил пьесу «Светит, да не греет»....

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 4652
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...

На экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева

Марина Суранова
Труд
Кадр из к/ф «В списках не значился». Фото: kinopoisk.ru

В преддверии Дня Победы на экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева «В списках не значился», которым совсем недавно открывался Московский кинофестиваль. Главную роль в картине сыграл артист Театра Олега...

«Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации» - так называется выставка, открытая в Аполлоновом зале Зимнего дворца

Ирина Смирнова
Труд
Художник-реставратор Валерий Бровкин, вернувший утраченную временем красоту картины «Мадонна во славе», написанную Яном Провостом в 1524 году. Фото автора

Все три выставленные картины — из коллекции нидерландской живописи Эрмитажа. Только «Мадонна во славе» (другое название — «Мария во славе») Яна Провоста уже экспонировалась, а его же...

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина рассказали, как спасали коллекцию в 1941-м

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Даниил Анненков, Центр Зотов

В преддверии 80-летия Победы многие музеи России открыли выставки, посвященные «великим тем годам». Третьяковка, Музей Востока, Музей архитектуры, как и десятки других по всей стране, повествуют о войне по-своему...

Борис Кустодиев в Замоскворечье

Елена Широян, искусствовед
Труд
Б.М.Кустодиев. Автопортрет. Фото: Сайт Третьяковской галереи

Самое престижное и уютное свое пространство — Инженерный корпус до октября Третьяковская галерея отдала выставке Бориса Кустодиева (1878-1927). Вот уж проделки «гения места»! Именно в Лаврушинский переулок,...