Оно и понятно: расцвет его таланта совпал с расцветом "Современника", первыми режиссерскими опытами Олега Ефремова, с приходом в театр замечательных актеров - Евгения Евстигнеева, Валентина Гафта, Сергея Гармаша, Марины Нееловой, Елены Яковлевой, Аллы Покровской, Лии Ахеджаковой... С ними он работает и по сей день, но есть в этом коллективе человек, с которым Игорь Владимирович прошел рука об руку начиная со студенческой скамьи Школы-студии МХАТа.
Это - Галина Волчек. Сам артист об этом не говорит, но когда Ефремов уходил из "Современника" во МХАТ и звал с собой Квашу, то, по некоторым сведениям, Игорь Владимирович именно из-за Галины Борисовны не захотел покинуть коллектив, понимая, что ей одной будет трудно. На Квашу это очень похоже, потому что понятия дружбы, товарищества для него всегда стоят на первом месте.
Игорь Кваша умеет дружить. Как-то в связи с юбилеем Андрея Миронова я брала интервью у Игоря Владимировича в его доме, стены которого увешаны живописными полотнами, среди которых, кстати, есть и картины самого артиста. Тогда Кваша рассказывал мне, как они дурачились на съемках фильма Рошаля "Год, как жизнь", где он играл Карла Маркса, а Миронов - Фридриха Энгельса. Более несуразного распределения ролей представить себе невозможно, и оба шутника так до конца и не поняли, за что им выпала такая честь. Зато на фильме "Человек с бульвара Капуцинов" они кайфовали по полной программе, хотя уже тогда Кваша заметил что-то неладное с другом, а его жена, врач по профессии, всячески настаивала, чтобы Миронов серьезно обследовался.
Игоря Владимировича с детства окружают врачи, его сын тоже захотел стать врачом, а не актером, чему Кваша рад. Помимо всего прочего, есть кому послушать пульс, померить давление, потому что здоровье в последнее время пошаливает. Сказывается не столько возраст, сколько нервные перегрузки, сама эмоциональная структура артиста, который не терпит фальши ни на сцене, ни в жизни. Человек прямой, открытый, Кваша принимает не все спектакли, идущие на сцене "Современника". Его настораживают иные авангардистские постановки молодых режиссеров, озабоченных лишь своей скандальной славой. Не случайно вместе с Валентином Гафтом они возобновили классический спектакль Георгия Товстоногова "Балалайкин и Ко", поставленный здесь еще в 1973 году, но оказавшийся сегодня на удивление злободневным.
Вчера я позвонила Гафту и спросила, что бы он хотел пожелать своему другу в канун его 75-летия?
- Здоровья! Все остальное у него есть, причем в избытке, особенно шарма и бьющей наотмашь светской галантности. Я даже на эту тему эпиграмму сочинил:
Артист великий, многогранный,
Чего-то взгляд у вас стеклянный?
Быть может, это фотобрак?
Но почему хорош пиджак?
Мягкая ирония Гафта по поводу пиджака понятна. Кваша и впрямь всегда элегантно одет. В этом зрители неоднократно убеждались хотя бы во время телепередачи "Жди меня", которую он уже много лет ведет на Первом канале, подкупая зрителей не только безукоризненными манерами, но и своей интеллигентностью, душевностью, скромностью.
Коллеги мне рассказали, что Игорь Владимирович всячески отказывался, чтобы в театре проводили юбилейные мероприятия в его честь, но Галина Борисовна настояла: мол, люди не поймут. В результате на сцене "Современника" в эти дни пройдет своеобразный мини-фестиваль спектаклей с участием Игоря Кваши. Это "Бесы", "Трудные люди", "Полет черной ласточки", "Вишневый сад" и премьерный спектакль с разухабистым названием "А вам не хотится ль под ручку пройтиться?" в постановке самого Кваши.
Вчера я позвонила Игорю Владимировичу и, зная, что он не любит давать интервью, попросила его ответить хотя бы на один вопрос.
- Есть ли роль, которую вам бы еще хотелось сыграть? - возможно, слегка наивно спросила я.
Актер ответил на полном серьезе.
- Все актеры так странно устроены: чем больше они играют, тем больше хочется, - ответил Игорь Владимирович. - Сколько бы ты ни сыграл и что бы ни сыграл - все мало. Казалось бы, мне глупо об этом думать, поскольку жизнь уже почти прожита, но все равно веришь, что главное впереди...