- Александр Васильевич, каковы главные особенности проекта?
- Во-первых, это уникальность перекрытия. По нормам уникальными считаются пролеты свыше 100 метров. В "Спартаке" пролет между арками будет свыше 200 метров.
Во-вторых, весь комплекс будет построен на возвышении - небольшом земляном холмике. Дело в том, что в Тушине грунтовые воды подходят очень близко к поверхности. Чтобы защитить и упрочить фундамент, мы насыпем искусственный холм - так дешевле и безопаснее.
- Почему главный стадион решили сделать открытым?
- Вы, наверное, удивитесь, но для того, чтобы вырастить натуральный газон. В "Лужниках", например, огромные трудности с выращиванием травы из-за того, что солнечный свет не может поступать туда в полном объеме. Это одна из самых серьезных задач проекта, так как матчи высокого уровня можно принимать только на естественном покрытии.
- Вы работали в содружестве с немецкими специалистами. Какие-то разногласия возникали?
- Возникали, но исключительно рабочего плана. Так, например, недавно стояла проблема, какие в спорткомплексе делать лестницы. У немцев приняты совершенно иные размеры ступенек - более узкие и высокие, и лестницы получаются крутыми. У нас в стране такие вещи жестко нормированы - нам лестницы нужны широкие и более пологие. Кроме того, в проблемах безопасности немцы предпочитают больше полагаться на технику - допустим, на эскалаторы, а мы - на физические показатели, например на ширину проходов. В итоге мы добились того, что полностью эвакуировать людей с трибун можно за 10-12 минут.
- В проекте предусмотрено целых два яруса для VIP-лож. Зачем столько?
- Строительство VIP-лож - это общемировая тенденция. Стадион не продержится на деньги от продажи обычных билетов. Фирмы и высокопоставленные лица арендуют ложи, на эти деньги и живет сейчас большинство современных европейских стадионов.
- Будущий спорткомплекс "Спартак" похож на Ледовый дворец в Крылатском, который сейчас находится под угрозой обрушения. Каковы гарантии безопасности?
- Вантовая конструкция, которая лежит в основе обоих проектов, - это технология хай-тек, то есть высшего уровня. Она требует точности и очень высокого качества строительства. Перекрытие столь больших пролетов - всегда большая трудность. Подобные проекты обычно предусматривают несколько уровней безопасности. Уже сейчас, до начала строительства, мы находимся под надзором Мосгосэкспертизы.
- А вы сами за кого болеете?
- Я вот уже много лет болею за "Спартак". Поэтому ожидаю, что на этом стадионе мой любимый клуб будет только побеждать.