НЕБАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ

С 6 февраля на НТВ стартует второй сезон сериала "Ментовские войны". В новых сериях полюбившийся зрителям супергерой Роман Шилов продолжает борьбу с несправедливостью. Новые дела, новые удары судьбы. Во время задержания погибает возлюбленная Шилова - Ольга, да и сам Шилов долго будет балансировать на грани жизни и смерти...

Знакомый сотрудник правоохранительных органов, внимательно отслеживающий ход событий в сериале "Ментовские войны", в разговоре с корреспондентом "Труда" посетовал на то, что авторы раскрывают слишком много чисто профессиональных технических деталей, по сути дела рассекречивая методы следственной работы. В преддверии показа мы решили побеседовать на эту тему с начальником отдела расследования убийств, подполковником ГУВД Максимом Есауловым, который вот уже шестой год в соавторстве с профессиональным сценаристом Андреем Романовым пишет истории о суровых буднях настоящих мужчин без страха и упрека.
- Насколько справедливы упреки сыскарей?
- Мы с Андреем Романовым ничего секретного не раскрываем. О каких тайнах можно говорить, когда на рынке запросто можно купить диски с записью секретных приказов по органам милиции. Более того, многие мои коллеги по работе частенько придираются к деталям, обращают внимание на неточности. Приходится объяснять, что я намеренно искажаю некоторые вещи, чтобы как раз не выдавать тонкостей следственной работы.
- Сегодня так много различных сериалов о милиции. Насколько все то, что мы видим на экране, соответствует реальности?
- В большинстве своем это не имеет отношения к жизни. Вот "Улицы разбитых фонарей" еще были похожи на правду, пока сценарии писал Кивинов, поскольку он сам много лет проработал в органах. А вот скажем "Бандитский Петербург" - это очень неплохой детектив, но он далек от жизни, потому что авторы фильма черпают сведения в основном из книг и фильмов, а это не самые достоверные источники. "Ментовские войны" - это тоже не слепок из жизни. Но я изначально не ставил перед собой задачу достоверно отобразить те или иные события. Для меня было важно передать атмосферу. Ведь милиция - это сложная и противоречивая система. У нас ее видят однобоко. А я хотел донести определенную правду.
- А какой резонанс вызывает картина у ваших собратьев по оружию?
- По-разному люди реагируют. Многие говорят, что интересно и правдиво. А некоторые заявляют, мол, у тебя опера слишком сытые. На что я отвечаю им: а вы на себя в зеркало посмотрите. Интересно, что чаще всего узнают как бы своих знакомых люди с другой стороны баррикад. Звонят представители криминального мира и говорят: "А ты здорово этого изобразил". Я говорю: "Да я и не имел его в виду!" Нет, отвечают, мол, мы-то точно знаем, кто там у вас есть кто...
- Роман Шилов - настоящий мужик, гроза бандитов и предмет мечтаний для любой женщины. У него есть какой-то прототип или же это собирательный образ?
- Это собирательный образ, в котором улавливаются черты многих людей, работающих со мной. Саша Устюгов, сыгравший Шилова, молодец. Его участие в проекте - большая удача. Он очень здорово уловил образ нашего героя. Перед началом съемок мы много с ним общались, он интересовался деталями, нюансами, которые впоследствии очень точно использовал в картине. В нем подкупает его неоднозначность, ведь он далеко не положительный персонаж...
- Как правило, успешные сериалы на телевидении ожидает нескончаемая вереница продолжений. Насколько бесконечен ваш проект?
- Над третьей частью мы с Андреем работаем в данный момент, но думаю, что такой человек, как Шилов должен будет уйти. Слишком уж он многим мешает. Ведь сегодня люди работают в органах по трем причинам: одни сидят в ожидании скорой пенсии, другие откровенно зарабатывают деньги, а третьим просто интересно заниматься этим делом. Но таких убежденных романтиков меньше всего. И мой Шилов из этой породы.
- А не явился ли незабвенный комиссар Каттани в какой-то степени предтечей вашего героя?
- Нет, но в свое время "Спрут" и Корадо Каттани повлияли на мой выбор профессии. В то время, когда я оканчивал школу, на экран вышла целая обойма франко-итальянских фильмов про полицию. И мне тогда казалось, что там, на Западе, интереснее работать копом, потому что у них есть настоящие преступники, а у нас нет. Ну а потом жизнь все расставила на свои места.
- А самому не хотелось бы поработать на Западе?
- Нет, я уверен, что в органах можно работать только там, где ты родился и вырос, потому что тогда ты хорошо понимаешь специфику жизни в этом месте и психологию людей, их логику. Я, например, не мог бы работать в милиции ни в каком другом городе, кроме родного Санкт-Петербурга.
- Есть расхожее словосочетание "бандитский Петербург". Считается, что Питер занимает лидирующее место по уровню преступности. Насколько это соответствует истине?
- Это искусственное понятие, которое в свое время было выдумано по ряду причин. В то время прошел целый ряд политических процессов. И как только произошли кардинальные изменения в жизни города - миф рухнул.
- И тем не менее большинство криминальных сериалов снимается именно в Санкт-Петербурге...
- В Питере просто снимать дешевле, а инфраструктура практически такая же, как в Москве.