Дело в том, что прибрежная полоса страны, а это 5500 километров, является общественным достоянием и пользование ею определяется существующим в стране законодательством. Во Франции все пляжи являются муниципальной собственностью. Но они могут сдаваться органами местной власти в концессию сроком не более чем на 15 лет отелям, частным фирмам и лицам. В то же время каждый гражданин имеет право доступа на эти пляжи. Французский закон от 1986 года гласит: "Любой человек имеет право свободного перемещения вдоль береговой линии по полосе, ширина которой составляет три метра".
Правда, разбить палатку и остаться там на ночлег возбраняется, но уже в связи с другим правилом, которое в принципе не разрешает устройство несанкционированного временного жилья в прибрежной зоне. Вы также попадете в разряд нарушителей, если станете выгуливать на песочке собаку, спустив ее с поводка.
Но до этой вожделенной полосы, отделяющей сушу от моря, надо еще добраться, а кое-где на Лазурном берегу частные и муниципальные постройки стоят настолько тесно друг к другу, что море кажется тем самым локотком - вроде близок, да не укусишь. И эта проблема обговорена в законе. Он предусматривает не только свободный доступ к морю вдоль береговой линии, но и перпендикулярно к ней. Если на протяжении более 500 метров к морю не ведет муниципальная, то есть общественная дорога или тропа, а подход к нему закрыт частными владениями, то органы местного самоуправления, приняв соответствующее постановление, имеют право проложить такую дорогу или тропу по частной земле, правда, за свой счет. Схожие правила прописаны в законодательствах и других европейских стран. К примеру, в Испании, Дании или Швеции разрешается заходить в частную зону при условии ненанесения ущерба имуществу.
Должен заметить, что французы весьма трепетно относятся к своему морскому и океанскому побережьям. Уже упоминавшийся закон от 1986 года, к примеру, в целях сохранения ландшафта запрещает вне городов и поселков какое-либо капитальное строительство в 100-метровой прибрежной зоне, если оно не соответствует эстетическим и экологическим требованиям. Запрет распространяется и на прокладку дорог ближе, чем два километра от побережья. За приморскими районами Франции внимательно следит государственная охранная служба побережья. Она не только пресекает случаи несанкционированной застройки, но также занимается восстановительными, ландшафтными работами, имея преимущественное право выкупа, приобретает частные земли в прибрежной зоне (на это из бюджета выделяется 25 миллионов евро ежегодно), а в некоторых случаях и экспроприирует их.