ТОРГ УМЕСТЕН

В 2006 году Россия обязательно вступит во Всемирную торговую организацию. Это обещание глава Минэкономразвития Герман Греф сделал сначала в Гонконге в конце 2005 года, где прошла конференция ВТО, а затем на экономическом форуме в Давосе. По плану Россия должна была получить членский билет в торговый клуб еще в прошлом году. Но против нашего там присутствия выступили США, Австралия, Швейцария и Колумбия. А вот крошечное королевство Тонга приняли без всяких проблем.

Герман Греф не драматизирует ту неудачу. По его словам, с Колумбией осталось согласовать размер пошлин на сахар, а Швейцария поставила подпись под протоколом на Давосском форуме. Неуступчивым остается Вашингтон. Американцы настаивают на отмене российских пошлин на авиатехнику, предоставлении западным банкам и страховым компаниям доступа на наш финансовый рынок, а также требуют навести порядок с интеллектуальной собственностью, ликвидировав пиратский рынок аудио- и видеопродукции.
По последнему пункту наша делегация возражений не имеет, а вот пускать в Россию чужие самолеты и банки не намерена. Кремль не хочет жертвовать стратегически важными отраслями национальной экономики. Во всяком случае, президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что мы намерены вступить в ВТО, но на условиях, которые российская сторона сочтет для себя приемлемыми.
В отличие от Тонго, живущего за счет продажи тропических фруктов и туризма, нам есть что терять и есть на что претендовать. В правительстве уверяют, что место в ВТО, где уже собрались 150 стран, позволит продвигать наш товар туда, куда его сейчас не пускают. Речь прежде всего идет о продовольствии, металле, удобрениях и некоторой другой продукции.
Однако открытая дверь еще означает, что через нее товары хлынут за кордон. На мировом рынке место под солнцем отвоевать очень непросто. А в разработанном Всемирным экономическим форумом сводном индексе конкурентоспособности Россия занимает 70-е место среди оцениваемых 104 государств.
Потенциал стран эксперты сравнивали по двум критериям: наличию конкурентных преимуществ и научно-технического потенциала. Если оценивать природные богатства, то с этим вроде бы все в порядке: на нефть, газ спрос стремительно растет. Но как раз по этой причине сырьевикам членство в ВТО и не нужно: они легко находят дорогу на мировой рынок. Конечно, добыча становится все дороже, запасы сокращаются, однако в обозримом будущем этот сектор останется конкурентоспособным. Открытие границ не осложнит также жизнь цветной и черной металлургии. С лесом не все так просто, поскольку пока мы вывозим за кордон дешевый "кругляк" и в мировом экспорте наша доля на этом рынке не превышает 2-3 процентов.
А каковы перспективы у наукоемких отраслей? Прежде всего назовем атомное машиностроение, где наши позиции весьма основательны - есть пакет заказов на строительство АЭС в Азии. В ряд конкурентоспособных попадают также военная авиация и авиакосмическая промышленность. Шансы заполучить свою часть пирога на столе мировой торговли имеет также отрасль информационных технологий, бурно растущая в последнее время в России.
ДО ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ НЕ ДОТЯНУТ...
Эксперты считают, что первыми жертвами ВТО станут секторы российской экономики, защищенные государством. Если наши переговорщики уступят давлению мировых держав, то большие неприятности ожидают банковский сектор и машиностроение. Наши банки по размерам капитала не сравнимы с крупнейшими мировыми банками и потому конкуренции не выдержат. А крах этого важнейшего сектора, оправившегося после кризиса 1998 года, означал бы потерю финансовой независимости страны. Президент Владимир Путин недавно прямо заявил, что иностранные банки не получат возможность открывать свои филиалы.
Автопром, на котором, казалось бы, уже поставлен жирный крест, неожиданно опять получил поддержку. Правительство восстановило контроль над АвтоВАЗом и пообещало инвестировать в автопром 5 млрд. долларов. Правда, многие специалисты сомневаются, что этих денег и усилий государства хватит для выживания отрасли, если в стране будет развернуто широкомасштабное производство сравнительно недорогих иномарок. Похожая ситуация в авиастроительной отрасли, которая никак не может собраться под крышей единой корпорации. Американцы и европейцы каждый год выпускают по триста лайнеров, а наши авиазаводы занимаются штучным производством.
От вступления страны в ВТО пострадает и российское село. По некоторым оценкам, наш АПК станет терять ежегодно не менее 4 млрд. долларов, если на переговорах мы не добьемся увеличения господдержки. Она сегодня даже с учетом финансирования в рамках национального проекта составляет менее 2 млрд. долларов. Для сравнения: Евросоюз на субсидирование агропроизводителей ежегодно тратит 40 млрд. евро. Примерно в такую же сумму оцениваются таможенные барьеры, защищающие рынок ЕС.
Впрочем, есть и исключения. В последние годы Россия бурно развивает птицеводство, причем на основе самых передовых технологий. Наша птица дешевле и не уступает в качестве, но без квот ей никогда не долететь до европейского рынка.
УДАР ПО РАБОЧИМ РУКАМ
В любом случае российская экономика столкнется с новыми вызовами. Надо понимать, что в условиях открытой конкуренции выиграют страны с высоким уровнем технологического развития, квалифицированными кадрами. В Европе, например, половина населения пользуется Интернетом, а компьютером - еще больше. Самый высокий уровень компьютеризации (более 80 процентов населения) в Швеции и Дании, а самый низкий (менее 20 процентов) - в Румынии и, увы, России. Это данные Венского института международных экономических исследований.
Развитие информационных технологий оказывает прямое влияние на производительность труда и уровень занятости населения. Эксперты института прогнозируют, что "рабочие места для граждан с низким уровнем квалификации станут исчезать, новые рабочие места будут предназначены для высококвалифицированных работников". Добавим, что в США производительность труда на 40 процентов ниже, чем в Евросоюзе. Именно эти два центра мировой экономики получают наибольшие выгоды от режима открытых границ. Со временем в их спор может вмешаться Китай, который после вступления в ВТО отвоевывает позиции на мировом рынке за счет дешевой рабочей силы. Эксперты полагают, что Китаю еще какое-то время удастся сокращать отрыв от цивилизованных стран, используя резерв безработных в 200 млн. человек. К тому же многие страны ЕС перемещают свои производства в Китай, с расчетом, что продукция будет поставлена в Европу.
В этой компании нашей стране будет крайне сложно, учитывая демографический кризис, слабость финансирования научной сферы и почти полное разрушение советской системы подготовки кадров.
ЧТО БУДЕТ?
Сторонники либерализации торговли считают, что вступление в ВТО обеспечит нашей стране ежегодный прирост инвестиций порядка 2,5 млрд. долларов. Правда, пока нашим капиталистам деньги в России потратить как бы и не на что, и за годы реформ сотни миллиардов долларов ушли из страны. Не вполне понятно ведет себя и правительство, замораживая десятки миллиардов долларов в Стабилизационном фонде. Пожалуй, среди бесспорных плюсов от членства в ВТО - повышение прозрачности ведения бизнеса и подъем авторитета России в мире. На самом деле затея с глобализацией мировой экономики под крышей ВТО задумана ведущими западными державами, прежде всего для их более свободного доступа на товарные рынки мира.
Противники членства в ВТО предупреждают, что Россия будет вынуждена приблизить тарифы на топливно-энергетические ресурсы к уровню мировых. И расплачиваться за это придется всем россиянам - из своего кармана. Возможное снижение и без того невысокого реального уровня среднедушевых доходов населения может спровоцировать социальный кризис в обществе.
КОМПЕТЕНТНЫЕ МНЕНИЯ
Виктор СЕМЕНОВ, депутат Госдумы, бывший глава Минсельхоза:
- От вступления России в ВТО выиграют пищевая и перерабатывающие отрасли, которые наверняка получат значительные инвестиции. С другой стороны, дополнительное давление испытает сельхозпроизводство, которое не сможет на равных конкурировать с аграрной продукцией из США и стран Евросоюза, субсидирующих своих фермеров. Правда, если нашим переговорщикам удастся отстоять национальные интересы и добиться выгодных условий, то со временем минусы превратятся в плюсы.
Дмитрий ЛЬВОВ, академик РАН:
- Согласно либеральной идеологии в процессе глобализации страны необходимо использовать те преимущества, которыми она располагает. Исходя из этого России не остается ничего другого, как поставлять энергоресурсы на мировой рынок. Но наша страна имеет и колоссальный научно-производственный потенциал. Отставание по таким ключевым показателям, как уровень жизни, доля ВВП на душу населения, производство наукоемкой продукции, не позволят нам комфортно себя чувствовать в ВТО.
К счастью, у нас пока еще сохраняются внутренние цены на энергоносители. Их ни в коем случае нельзя поднимать до мирового уровня, ведь у нас две трети территории страны в условиях вечной мерзлоты. Поэтому ни о какой равной конкуренции в таких условиях и речи быть не может. Считаю, что нам следует форсировать не вступление России в ВТО, а подготовку условий к достойному членству в организации.
Дмитрий ЛАРЬКИН, директор финансового департамента Промсвязьбанка:
- Пока не завершены переговоры о вступлении нашей страны в мировой торговый клуб, можно лишь предполагать, что позитивными факторами станут приведение российских законов к мировым стандартам и улучшение инвестиционного климата. С другой стороны, наша финансовая система пока не готова к жесткой конкуренции с иностранными банками. Открытие их филиалов, как от нас требуют того члены ВТО, поставит российские банки в неравную с точки зрения ресурсов и технологий ситуацию, которую многие просто не переживут.