Раньше такого рода клубы возникали у Любимова на "Таганке", в ефремовском "Современнике", у Табакова в его студии, когда они нуждались в защите от цензуры. Несмотря на изменение политической ситуации в стране, хорошее общественное мнение вокруг того или иного театрального коллектива и теперь не повредит. Конечно, для нынешнего МХАТа имени Чехова, вступившего в сложный период творческой перестройки, доброжелательные публикации необходимы. Только как быть с принципиальностью, если, допустим, спектакль получился не очень качественным? Вставать на сторону друзей или придерживаться истины?
Когда Олег Павлович накануне генерального прогона спектакля "Девушки Битлов" представил его постановщика Александра Марина чуть ли не как будущую надежду МХАТа, это несколько удивило присутствующих, потому что последний спектакль Марина "Песочный человек" (по Гофману) в "Табакерке" шедевром не назовешь. В нем было все свалено в кучу: мистика, экзотика, "ужастики", пряная чувственность. А зачем, почему? Непонятно. И все-таки одно дело, когда спектакль готовится и выходит в подвале (так теперь часто называет Олег Павлович свою "Табакерку"), и совсем другое - на исторической сцене МХАТа, где еще пока помнят о традициях, завещанных его основателями.
Может быть, я излишне строго подхожу к репертуару ведущего театра России, и пьеса "Девушки Битлов", написанная в жанре телешоу, подходит для малой сцены МХАТа, не все же ему классику ставить, но... Когда режиссер пытается создать пародию на развлекательные программы телевидения за счет приглашенного на главную роль ведущего Игоря Угольникова ( автора и участника передач "Оба-на" и "Угол-шоу"), а остальных артистов в основном использует в качестве его свиты, то о какой художественности здесь можно говорить? За всем этим проглядывают уши спланированной коммерческой акции, рассчитанной на привлечение публики, где Угольников - главная приманка. Лично меня это сильно насторожило. Выходит, МХАТ уже не надеется на мастерство своих актеров, и прав был Олег Павлович, когда уволил из театра 6 артистов за профнепригодность? И в то же время я не понимаю, как смогут исполнители в дальнейшем совершенствовать свое мастерство, если на сцену МХАТа начнут приглашать певцов, шоуменов и так далее...
Кстати, в спектакле о Битлах сам квартет отсутствует, потому что, как признался драматург Сергей Волынец, он не осмелился вывести на сцену легендарных музыкантов в качестве персонажей. Это могло бы оскорбить вкусы почитателей их таланта. Выходит, с одной стороны, можно приглашать на спектакль известную публике личность с голубого экрана, а с другой - неловко как-то изображать на сцене легендарных музыкантов. Что-то здесь не сходится...
Кстати, испокон веков во МХАТе очень любили устраивать капустники, только делали это в основном для своих близких друзей. И бесплатно. И если бы спектакль "Девушки Битлов" претендовал только на музыкальный капустник, я бы лично против него ничего не имела.