"НЕДОЗВОЛЕННЫХ ВЛОЖЕНИЙ НЕТ"

Редакция "Труда" получает немало жалоб и нареканий на работу международного почтамта, и мы решили предъявить претензии наших читателей его начальнику Игорю СЫРЦОВУ.

- Игорь Аркадьевич, существуют ли предельные сроки доставки международной корреспонденции?
- Контрольные сроки определены лишь для некоторых почтовых отправлений внутри страны. Всемирный почтовый союз еще только изучает этот вопрос и собирает годовые сводки прохождения писем между разными странами мира. Пока что почтовики сами выбирают кратчайшие маршруты и отсылают груз при первой же возможности.
- Что же получается - письмо с новогодним поздравлением в Америку может пересечь океан к осени, а спросить за это не с кого?
- Больше месяца, как правило, такое письмо в дороге не задерживается. Мы стараемся не хранить на почтамте корреспонденцию ни одного лишнего дня, но за перевозку не отвечаем. Она - на совести транспортников. Письмо в Америку может путешествовать по миру и месяц (если плывет на судне), и сутки (если удалось отправить его в тот же день самолетом). Почти вся почта пересылается за границу в самолетах и лишь в некоторые страны СНГ, в Германию, Финляндию идет обычно поездом. Если вы готовы раскошелиться на 40-50 долларов, можно обратиться в частные компании, которые берутся доставить письмо буквально через сутки почти в любую точку мира. У них есть свои авиалайнеры, представительства в каждой стране. И в отличие от почтамта нет ограничений в весе корреспонденции: только плати и отправляй.
- Но каким же образом вы отчитываетесь за корреспонденцию, посланную с уведомлением?
- Давайте разберемся: мы не отвечаем только за простую корреспонденцию - письма, открытки. А вся почта "с уведомлением" - заказная. И тут мы ручаемся за ее сохранность. Бывают, конечно, потери, но каждый такой случай - ЧП для почтамта. В среднем за год их фиксируется до 600 случаев утрат. За утрату каждого заказного отправления выплачиваем российским гражданам по 1070 рублей.
- Наш читатель из Тульской области отправил заказную бандероль с уведомлением на имя председателя Европейского союза. Через месяц получил назад бланк, где значился загадочный номер 724 - ни подписи, ни следов канцелярии на нем не было. Как это понимать?
- 724 - это, скорее всего, номер бандероли, он обязательно указывается на уведомлении. Мне трудно ответить что-либо конкретное, невидя документа, но, судя по вашему рассказу, дело было так: бланк, который крепится к бандероли обычным канцелярским клеем, отклеился в дороге и затерялся. А бандероль ушла своим чередом. Если бы она не добралась до Страсбурга, мы получили бы информацию об этом и обязательно сообщили бы в Тулу. Раз ваш читатель не получил от международного почтамта никаких других депеш, все доставлено строго по адресу.
- Можно хотя бы узнать, где именно затерялся бланк уведомления?
- К сожалению, не всегда.
- Получается, что штраф в тысячу рублей - единственное, на что может рассчитывать гражданин, чье письмо потеряно по вашей вине?
- А вы знаете, что на этом некоторые россияне делают свой маленький бизнес? Лишь за шесть месяцев прошлого года (с июня по ноябрь) мы выплатили за утрату заказных писем одним только москвичам 162 тысячи рублей. Интересно то, что добрая половина отправителей нам хорошо известна (это восемь человек). Некто Ратников за 37 писем получил 19 тысяч 758 рублей, Дзержинский за 22 письма - 15 тысяч рублей... Эти люди специально надписывали конверт с несуществующим адресом, не указывая своих точных координат. За границей подобные отправления, как правило, попадают в мусорную корзину. А почта несет материальную ответственность. Один лишь "Филантропический клуб "Ессей" из Ростова-на-Дону при помощи таких действий сумел получить от нас 84 тысячи рублей! После обращения почты в областную прокуратуру дамами из "Ессея" заинтересовались правоохранительные органы, а полиция США, куда чаще всего писали ростовчанки, ведет проверку их адресатов. Девять из десяти случаев пропажи заказной почты - противозаконный "бизнес" наших граждан.
- Вот вы своих клиентов в корысти обвиняете, но ведь всем известно, как часто из конвертов пропадают деньги, а из посылок - ценные вещи. К этому наверняка имеют отношение и ваши подчиненные.
- Пересылать деньги по почте категорически запрещено. Равно как и нарушать тайну переписки. Но вы правы, среди наших работников попадаются нечистые на руку люди. Поэтому мы установили в цехе обработки скрытые видеокамеры. Раз попался - пиши заявление об уходе. Что касается посылок, то кражи из них на почтамте невозможны. Бывает, что груз тщательно досматривается, но потом так же аккуратно по описи укладывается в коробку или ящик и запечатывается. Все посылки подвергаются рентгенконтролю и вскрываются лишь тогда, когда что-то настораживает таможню. Обнаруживаются крайне опасные находки - боеприпасы, оружие, ртуть, взрывные устройства. В прежние годы о таком грузе мы предпочитали лишний раз не говорить, а сейчас пришлось даже создать службу почтовой безопасности с криминалистической лабораторией. Однажды в посылках из Словакии мы обнаружили 307 килограммов патронов. В другой раз из южных регионов России пересылались боевые гранаты. Случалось, находили наркотики. Как-то раз прямо на почтамте взорвалась посылка из Голландии: шутник отправил российскому другу ... хлопушку. Во время перевозки посылка упала с тележки и "ахнула". А сколько мин, лимонок, пистолетов, кинжалов мы изъяли за последние годы - не счесть! Берешь в руки посылку и не знаешь: а вдруг рванет?
- Так ведь и рвануло однажды на Московском почтамте.
- С 1992 года в отделениях связи прогремело шесть взрывов. Во всех случаях погибли люди. Самая, пожалуй, печальная история произошла в Перми. Человек впопыхах прибежал на почту, сунул в руки оператору коробку от одеколона и попросил как можно быстрее упаковать и отправить. А сам, извиняясь, сослался на то, что опаздывает на самолет, - и убежал. Прогремел взрыв. Когда прежде мы читали о работе английских, израильских коллег, даже не думали, что придется изучать их опыт.
- Многочисленные фирмы, предлагающие россиянам из-за границы товары почтой, действительно присылают заказанное по каталогам?
- Сегодня на складе ожидают покупателей около ста посылок. Знаю, что некоторые сотрудники почтамта пользуются услугами международных торговых фирм. И вроде бы довольны. Другое дело, что пересылка стоит денег - около 20 долларов, и для некоторых заочных покупателей это оказывается неприятной новостью...