49-летний Абдель Бассет Аль-Миграхи - бывший директор представительства компании "Ливийские авиалинии" на Мальте - был признан виновным в организации взрыва на борту "Боинга" американской компании "ПанАм" в 1988 году над шотландским местечком Локерби и приговорен к 20-летнему заключению, которое он будет отбывать в одиночной камере шотландской тюрьмы. Второй обвиняемый, служащий той же ливийской авиакомпании 44-летний Аль-Амин Халифа Фахима, был оправдан и немедленно отпущен.
За время девятимесячного процесса, обошедшегося в 80 миллионов долларов, судьи заслушали 230 свидетелей обвинения и только троих от защиты. Прокуроры обвиняли ливийцев в том, что они, будучи сотрудниками ливийских спецслужб, подложили чемоданчик, в котором находился кассетный магнитофон с бомбой, на борт самолета, вылетавшего с Мальты во Франкфурт. Там этот чемоданчик в соответствии с прикрепленной к нему биркой перекочевал на борт лайнера "ПанАм", который направлялся в Нью-Йорк, сделав промежуточную посадку в лондонском аэропорту Хитроу. Часовой механизм бомбы был поставлен на время нахождения самолета над океаном, но вылет задержался и взрыв произошел над сушей, что дало возможность следствию по кусочкам собрать злополучный чемоданчик.
Все находившиеся на борту 259 человек, в основном американские граждане, погибли. Рухнувшие обломки лайнера унесли жизни и 11 жителей шотландского местечка Локерби.
Обвиняемые отрицали как свою вину, так и причастность к ливийским спецслужбам. Защита утверждала, что обвинение построено исключительно на косвенных доказательствах. Более того, она возложила вину за содеянное на палестинских экстремистов, действовавших, возможно, по поручению Ирана, якобы "заказавшего" этот теракт в отместку за то, что американский эсминец "Винсент" за полгода до того сбил над Персидским заливом иранский пассажирский самолет.
12-летняя эпопея, связанная с многотрудным расследованием и международными санкциями, введенными против Ливии в 1992 году за отказ ее лидера Муаммара Каддафи передать подозреваемых в руки правосудия, похоже, приблизилась к концу. Ранее санкции против Ливии были приостановлены, но не сняты в ответ на передачу обвиняемых не американскому, а шотландскому суду на нейтральной территории, как того требовали ливийские власти.
Однако ставить точку в этом процессе еще рано. Адвокаты Аль-Миграхи подали апелляцию. Многочисленные же родственники погибших, с удовлетворением встретившие решение суда, тем не менее считают главным виновником трагедии не исполнителя, а заказчика, коим считают самого ливийского руководителя. Ряд журналистских расследований указывал на то, что у Каддафи был мотив для мести - в 1986 году американская авиация, охотясь за ливийским лидером, совершила налет на Триполи и Бенгази. Тогда были жертвы среди мирного населения, погибла приемная дочь Каддафи, который сам, впрочем, не пострадал. Представитель Ливии в ООН Абузейд Дорда категорически отверг причастность Ливии к этой трагедии. Он подчеркнул, что шокирован решением суда, но уважает шотландскую судебную систему. "Давайте забудем прошлое, давайте смотреть в будущее и развивать нормальные отношения", - заявил он в интервью Би-би-си.
Между тем США и Великобритания продолжают считать, что за взрывом лайнера стоят ливийские власти и, опираясь на вынесенный приговор, собираются добиваться от Ливии выплаты значительной компенсации семьям погибших. И в Вашингтоне, и в Лондоне заявляют, что не видят повода к снятию своих ограничений на отношения с Триполи, хотя ООН готовится к полной отмене эмбарго, которое включает запрет на воздушное сообщение с Ливией, ставит вне закона поставки ей оружия и налагает серьезные ограничения на экспорт ливийской нефти.