ТРАНЗИТ И ПОЛИТИКА

"Чем быстрее мы придем к честной политике и чем быстрее в этой политике появится критическая

"Чем быстрее мы придем к честной политике и чем быстрее в этой политике появится критическая масса честных людей, тем быстрее "отплывет" все наносное". Эти слова принадлежат главе правительства Украины В. Ющенко, которые были сказаны в ноябре прошлого года в контексте реакции на слухи о его возможной отставке. Но Виктор Андреевич еще у власти. "Ушли" пока лишь ту, которую он почти год всеми силами старался не "сдать", несмотря на требования президента, - вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу Юлию Тимошенко.
"Мое увольнение, - сказала журналистам отставной вице-премьер, - ярчайшее доказательство того, что коммерческое окружение президента куда сильнее правительства и тех его членов, которые стремятся навести в стране порядок. Сегодня окончательно стало ясно, что порядок в ТЭКе не нужен ни президенту, ни так называемым олигархам. Теперь воротилы теневого бизнеса могут отметить 19 января своим собственным маркером в календаре как День освобождения олигархов".
Не будем выяснять, сколько в этих словах истины, а сколько эмоций, как и утверждать, насколько серьезными в действительности были нарушения законности корпорацией "Единые энергетические системы Украины" в годы, когда ее возглавляла Ю. Тимошенко. Последнее слово за народным судом, если до него будет доведено дело. Скажем лишь одно: за год работы правительства В. Ющенко в топливно-энергетическом комплексе был наведен относительный порядок, особенно по части погашения задолженности, проплате за энергоносители "живыми деньгами". Как мы в свое время уже писали, энергетики Украины, особенно атомщики, буквально благоволили Ю. Тимошенко, лидеры профсоюзов несколько раз выступали в ее защиту, обращались к Л. Кучме с просьбой оградить вице-премьера по ТЭКу от нападок и обвинений.
Но оставим "дело Тимошенко" в стороне, разговор нынче о другом. В суматохе последних скандалов вокруг исчезновения журналиста Г. Гонгадзе и обнародованных в Верховной Раде аудиокассет с тайными записями бесед главы государства с силовиками в стране как-то ушли в тень газовые проблемы. Даже недавнее прекращение "Итерой" поставок "голубого топлива" на тепловые станции ряда облэнерго из-за непогашения задолженности в сумме более 60 миллионов долларов не приковало внимания местных СМИ к тем "судьбоносным для экономической независимости страны" закулисным разборкам, что разыгрались вокруг приватизационных процессов на предприятиях газотранспортных систем. Еще недавно эта тема была одной из самых горячих. Такое ощущение, что нынешняя относительная тишь вокруг весьма щепетильной ситуации кому-то на руку, особенно тем структурам, которые не только имеют свои виды на "жирные куски" при делении газовой трубы, но и контролируют ряд здешних изданий.
А вопрос сей, как говорили мне в беседах знатоки процессов в газовом бизнесе, приобретает нынче еще большую остроту. Предоставление Киеву отсрочки на 8-10 лет по долгам за российский природный газ (теперь называются новые цифры - не 1,362 млрд., как ранее утверждалось Украиной, а в интервале от 2 до 3 млрд. долларов) и разработка ряда цивилизованных подстраховочных схем и финансовых рычагов против несанкционированного отбора газа дали возможность и исполнительной, и законодательной ветвям власти этой страны по-настоящему заняться наведением порядка на энергетическом рынке.
Воспользуются ли этим тайм-аутом в Украине? Или права Ю. Тимошенко, утверждающая, что и власти, и коммерческим кланам, близким к властным структурам, порядок в ТЭКе не нужен? Скорее всего, есть доля истины и в высказываниях лидера РУХа Юрия Костенко, который считает, что с отставкой вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу значительные денежные потоки за газ и электричество вновь уйдут в "тень". В непредвзятости таких суждений можно судить по росту неплатежей. Ведь именно из-за увеличения долгов за энергоносители "Итера" прекратила недавно поставку газа и попросила Л. Кучму вмешаться в дела неплательщиков.
В этой связи, считают специалисты, одна из наиболее действенных мер упреждения конфликтов на газовом рынке - ускорение процесса приватизации газотранспортных систем. И этот процесс, судя по всему, вот-вот пойдет: говорят, что в Верховной Раде уже находится соответствующий проект документа о приватизации 49% собственности украинских газопроводов. На эти проценты, насколько известно, претендует большой российский капитал. И он, скорее всего, рано или поздно примет участие в руководстве здешними трубопроводами. В Украине все больше склоняются к предоставлению таких возможностей. "Лично я считаю, - сказал в интервью одной из польских газет Евгений Марчук, секретарь Совета национальной безопасности и обороны, - что чем быстрее мы втянем Россию в украинскую сеть транзита газа, тем быстрее избавимся от всех проблем". На вопрос же газеты, а не будет ли это означать полную экономическую зависимость Украины от России, Е. Марчук ответил: "Мысль "пусть погибнет все, но ничего не отдадим в чужие руки" - это анахронизм. Государство всегда имеет механизмы для того, чтобы вынудить иностранные фирмы уважать местные порядки".
Правда, мало кто уверен в том, что уступка российскому капиталу значительной части собственности газотранспортной системы страны может повлиять на реализацию уже принятых решений о строительстве газопровода в Европу в обход Украины. Тем не менее, если судить по высказываниям Л. Кучмы, после саммита Россия - ЕС "российская сторона подтвердила, что речь не идет об уменьшении поставки газа в Европу украинским газопроводом. Совместно с ЕС Украина и Россия, наоборот, изучают возможность увеличения перекачки газа нашими газопроводами".
И все же, наверное, главный аргумент Украины, который "остается за кадром" в дискуссиях о возможности использования Россией и в будущем всех мощностей ее газотранспортной системы кроется в одной-единственной цифре - 30 миллиардов. Именно столько кубометров газа получает Украина за транспортировку российского газа. А это почти половина ее годовой потребности. На карту, как говорится, ставится многое, если не все, для экономики и политики ныне формально независимой страны. Если, заметил один из моих собеседников, Россия считает нас своим стратегическим партнером и не хочет, чтобы мы оказались в объятиях НАТО, она не может не учитывать этот аргумент в своих планах по транзиту газа на Запад.