ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
В райцентре Инжавино при местном музее создан центр возрождения
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
В райцентре Инжавино при местном музее создан центр возрождения народных промыслов. На всех местных умельцев заведена картотека: кто каким промыслом занимается, что из своих поделок может представить на постоянно действующую выставку-продажу.
Выставка богатая: десятки орнаментов кружевных изделий, созданных местными мастерицами из обыкновенных катушечных ниток. Корзиночки да лукошки, сплетенные из ивовой лозы. Половички, сотканные из овечьей шерсти на специальном самодельном ткацком станке. Кстати, и большие паласы, и маленькие "дорожки" на пол - все это могут "изобразить" едва ли не в каждом доме деревни Марьевка.
А еще в Инжавинском районе проживает немало умельцев резьбы и росписи по дереву. Миски и ложки, хлебницы и разделочные доски выходят у них такими красивыми, что рука не поднимется резать что-либо на той доске, а вот повесить на кухне и любоваться - дело другое. Бережливые и экономные инжавинцы каждый лоскуток, каждую полоску ткани пускают в дело. Из них они вяжут круглые половички к входным дверям - яркие, как радуга.
Нет, не перевелись на Тамбовщине мастеровые люди. Наоборот, множатся кружки рукоделия для детей и подростков, где сначала они шьют мягкие игрушки для сверстников из детских домов и приютов, а позднее переходят к изготовлению более сложных вещей.
Пятерим Николаев.
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
На Урале исстари девушки на святки бросали за ворота не башмачок - валенок. Куда носком повернется, оттуда суженый и придет. Это одна из причин популярности валенок в наших деревнях. Ну а другая - ясно, морозы. Худо, что изготовителей этой обувки почти не осталось. Антонина Николаевна Исакова, или баба Тоня, в деревне Городище Тавдинского района известна всем как мастерица по валянию валенок. Весь район ходит зимой в ее обувке. Одна баба Тоня на всю округу. Потому и от клиентов отбою нет, а о клиентках и говорить нечего. Какие святки у девушек без валенка?
Анатолий Джапаков.
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Жил-был в селе Поволжье, на самом краю Самарской области, дед по фамилии Степаньков. Лапти плел. И на продажу, и просто так. Придет в гости хороший человек, а дед ему на память и вручит свое рукоделие. Редактор газеты Вера Григорьева до сих пор хранит степаньковский подарок. А самого деда уже нет. Воскресный базар в Приволжье без него осиротел. Есть товар из Китая, Турции, Арабских Эмиратов и прочих экзотических стран, а без лаптей словно чего-то не хватает. Да и не обувкой были те лапти, а памятью и символом народной смекалки. Ведь русский мужик на все горазд: хоть плести, хоть рубить, хоть песни петь...
Утратить навыки легко, возродить давнишний промысел куда трудней. Это на себе испытал другой житель Приволжья - пенсионер Александр Егорович Иванов. Решил корзины плести. Кучу книг перечитал, ничего не вышло. Пошел за наукой к Куприяну Обухову, односельчанину, тот и рассказал, какую иву драть, как ее обрабатывать, прежде чем пустить в дело, как разные формы изделию придавать. Теперь Иванов и себя корзинами обеспечивает и всю свою родню. И под овощи они годятся, и под яблоки и под белье... А лишние продать можно.
Народ в Приволжье в зимнее время всегда подрабатывал чем мог. Кто извозом занимался, кто промышлял рыбку на Волге или кружева вязал... Многое утрачено из древних промыслов, хотя весной, в День села, в районный центр Приволжье немало народу съезжается с товаром со всех деревень. Но таких замечательных лаптей, какие были у деда Степанькова, уже и не найти.
Александр Петров.