Как в России задумались о том, как заменить чиновников на нейросети
Вот уже неделю в соцсетях на все лады смакуют высказывание главы ХМАО Натальи Комаровой, что было бы полезно заменить часть чиновников, в том числе и губернаторов, на искусственный интеллект (ИИ). Дескать, «есть президент — и хватит. А остальные пусть другим занимаются». Хозяйка Югры, кстати, не в первый раз заговаривает об этом. Но ведь и чиновников у нас в стране сокращали уже не раз. И досокращались: сейчас их число, в расчете на 10 тысяч населения, в два раза больше, чем в СССР. Так что идею насчет замены госслужащих на ИИ массы восприняли на ура. Тем более что подхватили ее и наверху — правда, с оговорками.
Произошло это 24 ноября на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», которую уже не первый год проводит Сбербанк, представляющий там новые разработки в сфере ИИ. Так, в 2020-м многим запомнилась виртуальная помощница Афина, спросившая у Владимира Путина, может ли искусственный интеллект стать президентом. Тот ответил, что только когда ИИ «достигнет невероятных возможностей, которые можно сравнить с интуицией» и что тут «нужны такие субстанции, как душа, совесть, сострадание». И впрямь, как же президенту без этого! Ясно, что нейросеть его не заменит. Что же до других высших чиновников, то здесь есть варианты.
Так, пресс-секретарь Дмитрий Песков, поговорив с новейшей разработкой Сбера нейросетью GigaChat (российский ответ знаменитому ChatGPT), пожалел, что в нее «не вложили политику», а то вполне могла бы проводить в Кремле утренние брифинги вместо него. А сам президент, узнав, что в Сбербанке пытаются автоматизировать работу высших менеджеров, пошутил, что глава Сбера Герман Греф «копает себе яму» — дескать, «подсидит» его ИИ.
Впрочем, господина Грефа сейчас беспокоит не это. Тут недавно выяснилось, что в апреле, когда появились первые картинки, сгенерированные GigaChat, программистов вызвали в прокуратуру! Оказалось, поступила жалоба от бдительного лидера «Справедливой России» Сергея Миронова: на российском флаге нейросеть нарисовала купола собора Василия Блаженного. «Она же генеративная, — оправдывает их общее детище Греф, — пыталась улучшить изображение». Но депутаты креатива не оценили, сочли такой поиск за издевательство над национальным флагом.
Хорошо хоть, прокурор на первый раз простил сотрудников Сбера: должно быть, добрый попался, мало кому нынче так везет. Но намек в банке поняли: на полгода задержали выпуск модели, «прикручивая» к ней цензора. И в итоге нейросеть потеряла 12% креативности и точности. Подумать только, даже искусственный интеллект чахнет от избыточного контроля. Вот и преуспей тут в гонке за лидером!
Хотя, честно сказать, и те, кого Сберу и «Яндексу» велено догнать (США, Китай и страны ЕС), тоже пытаются регулировать нейросети. Хотя и боятся совсем не того, что беспокоит наших патриотов-депутатов. Они больше опасаются, что искусственный интеллект начнет развиваться слишком быстро и человек утратит над ним власть. В Евросоюзе даже первыми в мире приняли закон с довольно жесткими требованиями к разработчикам нейросетей, начиная от запрета на нелегальный контент. Не забыли и про штраф — до 10 млн евро.
Неудивительно, что там почти не осталось крупных компаний-разработчиков: они переместились в более лояльную Великобританию или комфортные США. Не особо «жестят» и в Китае. Регулятор киберпространства требует лишь, чтобы компании предоставляли ему аналитические сводки по безопасности технологий ИИ, прежде чем начнут использовать основанные на них сервисы. Один из самых известных из них — система Zero Trust, разработанная китайскими учеными для борьбы с коррупцией чиновников. Задумано все было очень масштабно.
Zero Trust имела полный доступ к закрытым базам данных в центре и в регионах, отслеживала подозрительные случаи передачи имущества, строительства и сноса жилищ, приобретения земли. ИИ фиксировал прирост средств на банковских счетах чиновников, приобретение ими машин, участие их родственников и друзей в организуемых чиновниками тендерах, мог даже запросить данные со спутника, чтобы проверить, например, построена ли дорога или деньги ушли на что-то иное.
В итоге за семь лет удалось выявить 8721 коррупционера среди 50 млн служащих Китая. Немного? Но ведь и система действовала лишь на 1% территории, дальше ее распространить не успели. В 2019 году Zero Trust свернули — говорят, из-за пандемии...
Но вернемся к нашим отечественным чиновникам. Не к высшим, с ними все ясно, а ко всем прочим. Которых, как мы помним, по словам главы ХМАО, было бы полезно заменить на искусственный интеллект. Но, похоже, губернаторы и прочие начальники все-таки усидят на своих местах. А нейросеть заменит тех, кто консультирует, отвечает на вопросы и выдает справки. А еще создаст новые рабочие места «для своих».
Речь идет об ИИ-помощниках, которые появились у многих руководителей регионов. Наталья Комарова, например, свою виртуальную ассистентку называет Вика. У главы Якутии Айсена Николаева это AITA. А у губернатора Калужской области Владислава Шапши помощник — вылитая его копия! Но, конечно, всем этим ассистентам далеко до вице-мэра Хабаровска (он на снимке внизу).
Ерофей, так зовут помощника мэра Сергея Кравчука, готов отвечать на вопросы круглые сутки и говорит, что ему не нужен отдых и заработная плата. К тому же он, в отличие от многих других виртуальных ассистентов, является частью большой экосистемы «Цифровой Хабаровск», то есть может работать в связке с другими сервисами по управлению городом. Жители, кстати, активно пользуются его помощью и, по всему, против подобного «увеличения штата чиновников» не возражают. В кои-то веки: