Реформы сделали из Евросоюза практически полноценную сверхдержаву. Теперь в мире три основных полюса силы — США, Китай и обновленная Европа.
Евросоюз стремится стать мощным, конкурентоспособным объединением. В некоторых сферах ему это удается, в некоторых — нет.
Когда Турция и Армения подписывали соглашение о восстановлении двусторонних отношений, ЕС был одним из посредников. Со вступлением в силу Лиссабонского договора у европейцев появилось ещё больше возможностей: союз получил право подписывать международные соглашения и обзавелся собственным министром иностранных дел.
Однако на деле такого уж сильного влияния у европейцев не появится. «Если посмотреть на министра иностранных дел Кэтрин Эштон, то у нее нет должного авторитета и опыта в международных делах», — говорит литовский политолог Томас Янелюс. Между тем дипломатические институты США и Китая существуют не один год и имеют немало побед на своем счету.
Глава МИД Италии Франко Фраттини выступает за создание общеевропейской армии. По мнению экспертов, евроармия может стать альтернативой НАТО, но о формировании нового полюса военного влияния речь пока не идет.
«Что касается военного потенциала Европы, то его как такового нет, — поделился с «Трудом» председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. — Европа не может применить не только ядерное оружие — она толком не может пользоваться даже своими обычными войсками».
По военному потенциалу ЕС не сможет конкурировать с США либо Китаем, но этого и не требуется, уверен замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Опыт последних лет, особенно операция в Афганистане, ясно дал понять: европейцы ни с кем никогда воевать не будут», — отмечает эксперт. По мнению Храмчихина, максимум, для чего может использовать свои войска Евросоюз, — это полицейские операции в странах третьего мира.
Если сравнивать три субъекта мировой экономики — США, Китай и Евросоюз — по объему ВВП, то здесь лидером является ЕС. В 2008 году общий ВВП 27 стран — членов союза превысил 18 трлн. долларов, тогда как у США этот показатель достиг 14,4 трлн. долларов, а у КНР — почти 4 трлн. долларов.
Однако если говорить о перспективах дальнейшего развития экономики, то США как были лидером, так им и останутся, считает завсектором прогнозирования мировой экономики Института мировой экономики и международных отношений Гиви Мачавариани. «США больше, чем любая другая страна мира, тратят на науку и инновации, — рассказал он «Труду». — Поэтому, если прогнозировать развитие с учетом этого фактора, лидерство останется за Штатами». По мнению эксперта, Китай развивается очень быстро, но долго будет оставаться заемщиком технологий. «Евросоюз будет развиваться, особенно после выхода из кризиса, но США не перегонит», — полагает он.
Договор разработан в 2004 году, подписан в
Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации:
— Договор может очень сильно разобщить Европу (против принятия документа выступали простые жители многих стран). Это не лучшим образом скажется на политической мощи ЕС в мире. Союз — молодой и не очень организованный игрок. Но это не значит, что США и КНР будут игнорировать мнение Брюсселя, ведь ЕС крупный экономический партнер.
Николай Петров, эксперт Центра Карнеги:
— ЕС становится более управляемым. Но пока это очень сложная конструкция. Им будет тяжело конкурировать с хорошо организованными, гибкими национальными государствами, в том числе с США и КНР. Вряд ли Евросоюз будет вмешиваться в сферу влияния других стран. Они выберут свою нишу, в которой и будут работать.
Александр Стрелковский, научный сотрудник Института Европы РАН:
— У Евросоюза самый большой ВВП, но не забывайте, что он слишком молод. В Брюсселе это хорошо понимают. Они сейчас прощупывают почву на международной арене. Вновь избранный европрезидент ван Ромпей и глава Европейского МИДа Кэтрин Эштон — малоизвестные политики, которые будут тестировать возможности ЕС.
Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике:
— Договор принимали долго и мучительно как раз для того, чтобы сделать Евросоюз весомым субъектом в мировой политике и экономике.