Начнем с того, что украинские ленты время от времени на наш экран все-таки прорывались, например, фильм "Путеводитель" Александра Шапиро шел в московских кинотеатрах - пусть и не таким массовым тиражом, как "Аврора". Чернобыльская тема уже звучала в фильме "Распад" украинского режиссера Михаила Беликова, который даже получил за него приз на Венецианском фестивале. Это нашим пиарщикам следовало бы знать...
А что касается "Авроры" в качестве "незалежного" кинематографического продукта, то ответственность за содеянное вместе с киевским режиссером Оксаной Байрак поневоле делят американский актер Эрик Робертс, из записных злодеев преобразившийся в "Авроре" в сугубо положительного, хотя и служебного персонажа, а также наш нестареющий красавец Дмитрий Харатьян, исполнивший в фильме главную мужскую роль, и московский драматург Петр Гладилин, сочинивший вместе с режиссером душераздирающую историю такой слезоточивой мощи, что прямая дорога фильма на голливудские холмы ему была обеспечена автоматически: американцы любят сентиментальное кино.
Втайне люблю его и я, но все же, господа сочинители, и совесть надо иметь...
В центре картины - судьба юной девочки-детдомовки, которую авторы наделили звездным именем Аврора. Она мечтает о балете, но по роковому стечению обстоятельств оказывается на злополучном 4 блоке Чернобыльской АЭС во время аварии. Мало того, что этот факт спекулятивно выдуман сценаристами, о чем простодушно признается режиссер в своих интервью, так они еще отправляют девочку на лечение в США. В шикарной клинике Аврора, разумеется, случайно, встречается лицом к лицу с предметом своих девичьих грез - знаменитым танцовщиком Ником Астаховым, перебравшимся из СССР на ПМЖ в Америку...
В США наш балерун сделал себе имя, многомиллионное состояние, но червь творческой неудовлетворенности загоняет его в глубокую депрессию, из которой он пытается выбраться весьма традиционными способами: то втягивая в ноздрю кокаиновую дорожку, то отпивая прямо из горлышка добрую половину бутылки виски. Своего сына наш депрессивный герой, в образе которого читаются отголоски судьбы Александра Годунова, ни в грош не ставит, называя его бездарностью и ничтожеством, бывшую жену обзывает последними словами, а забеременевшую подружку гонит прочь, заявляя, что больше детей от себя не потерпит.
Чудо преображения главного героя наступает с явлением Авроры. Неизлечимо больная девочка, продолжающая грезить о балете, непостижимым образом открывает прожженному цинику глаза на его глубоко неправедную жизнь. Ник почти немедленно бросает пить и хандрить, трогательно примиряется с сыном, а затем и со своей беременной подружкой, да и вообще проникается необыкновенным чадолюбием: ставит спектакль с участием одаренных американских детей и жертвует 300 тысяч долларов на операцию смертельно больной Авроре, хотя шансы на ее спасение весьма призрачны. Для полного хеппи-энда не хватает разве что выздоровевшей главной героини, резво пустившейся на сцене в перепляс...
Надо ли говорить, что этот насквозь искусственный сюжет сдобрен надрывной музыкой, что актеры чересчур старательно изображают обуревающие их эмоции, а их герои говорят каким-то насквозь суконным языком. Одна только юная актриса Анастасия Зюркалова ведет себя в кадре с естественной подростковой грацией, рядом с ней наигрыш таких матерых актеров, как Робертс и Харатьян, у которых то и дело слезливой поволокой туманятся глаза, кажется особенно нестерпимым...
Печально, что этот слабенький фильм - видимо, за неимением конкурентов - выдвинут Украиной на "Оскар". Для студии, где творили Довженко, Савченко, Параджанов, - это, конечно, полная потеря всех критериев. Еще печальнее, что "Аврора" выходит на экраны в год 20-летия чернобыльской трагедии. Герои и безвинные жертвы той страшной катастрофы заслуживали, конечно, иного реквиема, нежели восход на наших экранах насквозь мелодраматической "Авроры". Ее скорый закат предугадать несложно.
P.S.
Фильм "Аврора" будет конкурировать с нашей "9 ротой" в битве за "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Если бы все соперники были у нас такие, то без "Оскара" мы бы точно не остались...