ТРУДНАЯ ДОРОГА В ЗОНУ

Белый дом "не оправдал надежд" губернаторов и выбрал всего шесть территорий, на которых разрешил создать особые экономические зоны (ОЭЗ). Так в Минэкономразвития завершился конкурсный отбор, в котором не у дел оказались 65 претендентов на почетный статус и налоговые льготы. Им оставили шанс попасть в заветные зоны со второй попытки, если регионы докажут, что готовы строить инкубаторы передовых технологий, а не лазейки для вывода денег.

История создания ОЭЗ в России насчитывает более 10 лет, а опыт накоплен большей частью негативный. Территории, получившие в 90-е годы статус свободных зон и вместе с ним налоговые и таможенные льготы, зачастую превращались во внутренний офшор, откуда утекал капитал. При этом ни одна из ОЭЗ не создала ничего путного, высокотехнологичного. В итоге правительство вынуждено было прикрыть эту лавочку.
С учетом печального опыта Белый дом весной по требованию президента взялся за разработку "точек роста" в России весьма основательно. Глава МЭРТ Герман Греф заявил тогда, что в новом пришествии ОЭЗ не допустит никаких "черных дыр". А потому от претендентов на "свободу" потребовали инвестировать в проект не менее 10 млн. евро. Зоны разделили на две категории: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Срок действия ОЭЗ ограничен 20 годами. При этом земля и недвижимость остаются в госсобственности. Взамен МЭРТ обещало проводить плановые проверки контрольных органов не чаще одного раза в три года. Для промзон ввели ускоренную амортизацию, снижение налогооблагаемой базы на затраты, относимые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Как только закон в июле 2005 года вступил в силу, очередь в зоны выстроилась такая, что правительству пришлось отсеивать кандидатов пачками. В итоге до конкурса добрались 71 претендент, представляющие 41 регион страны. Серьезные шансы разместить у себя ОЭЗ до последнего момента сохраняли представители Сибири и Дальнего Востока, которым Герман Греф обещал поддержку.
Однако победили в министерском конкурсе представители Центральной России и Томска. В МЭРТ решили, что в четырех из шести зон будут заниматься научными разработками, в двух других - производством. Санкт-Петербург (в чем мало кто сомневался) получил право разрабатывать и создавать продукцию в сфере информационных технологий. В Дубне по традиции будут заниматься ядерно-физическими технологиями, в Зеленограде - микроэлектроникой, в Томске - новыми материалами.
Соревнование за право организовать промышленно-производственные зоны выиграли Липецк и Елабуга из Татарии. В первой ОЭЗ продолжится производство современной бытовой техники на базе уже существующего предприятия под итальянской маркой Merloni. В Елабуге намечено создать крупные мощности по выпуску автокомпонентов и продукции нефтехимии. В этой зоне будут работать известные в автомире концерны General Motors, Toyota, Caterpillar и другие. Не повезло Московской области: она почти вышла на договоренность о создании автозавода Volkswagen и очень рассчитывала, что получит льготный режим сборки иномарок. Но в МЭРТ не захотели, чтобы немцы таким образом получили конкурентные преимущества на нашем авторынке, где без всяких льгот успешно работают другие западные автоконцерны.
Впрочем, правительство поспешило успокоить неудачников и заявило, что в 2006 году будет проведен второй этап состязания, когда все проигравшие смогут представить более серьезные аргументы в пользу создания у себя ОЭЗ.
Особая экономическая зона - определяемая правительством России часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Для стимулирования инвестиционной активности законом устанавливаются особенности административного режима, порядка предоставления налоговых и таможенных преференций, режима землепользования.