Николай Бадаев отметил, что в 2004 году в арбитражный суд было подано всего 395 заявлений о банкротстве предприятий - почти в два раза меньше, чем годом ранее. Впрочем, оптимизма от такой статистики в голосе чиновника не прозвучало. Он пояснил, что все неприятности для неплательщиков еще впереди.
Раньше городская власть имела право как обращаться в суд с заявлением на злостного неплательщика, так и защитить от банкротства должника, если это социально значимое предприятие. По новому закону о банкротстве Москва, как и все остальные регионы, реально не может влиять на ситуацию. Теперь казнить и миловать вправе только ФНС, которая весной претерпела реорганизацию и сегодня готова банкротить недоимщиков.
Подавляющее большинство кандидатов на банкротство - это объекты малого бизнеса. Вот только фирмы-однодневки исчезают в небытие так, что днем с огнем не найдешь. По стране так называемых отсутствующих должников насчитывается более 2 миллионов. Возмездия они не очень-то боятся. Ведь затраты на ликвидацию одного беглого неплательщика сегодня составляют около 150 - 200 тысяч рублей, а Белый дом на эти цели в 2005 году выделил Москве всего 200 млн. рублей, дав понять чиновникам на местах, что ловить проходимцев от бизнеса следует за местные деньги. На этот счет Бадаев честно признался: "Мы платим средства налогоплательщиков за ликвидацию структур, создаваемых жуликами, и при этом позволяем им создаваться вновь". Надо понимать, что и столичные власти не горят желанием раскошеливаться на поиск беглецов.
А вот крупным предприятиям не спрятаться. Главной заботой города остается предупреждение негативных социально-экономических последствий при банкротстве заводов и фабрик. Их в "группе риска" - около 1100. Судя по всему, ФНС не склонна миловать неплательщиков. По новому закону о банкротстве столичные власти могут защитить предприятие только одним способом - заплатив за него долги. Скажем, в истории с "Авангардом" Минэкономразвития соглашается с аргументами столицы, что завод скорее жив, чем мертв: он должен 300 млн. рублей, а государство задолжало предприятию по госзаказам гораздо большую сумму - 500 млн. рублей. При этом свои долги госбюджет отдавать не спешит, а вот недоимку ФНС требует вернуть. Столичным властям предстоит выбирать: либо погасить задолженность завода за счет городского бюджета, отобрав эти деньги у пенсионеров и учителей, либо согласиться с тем, что еще одно находящееся в городе предприятие будет обанкрочено. Самое парадоксальное, что данное предприятие входит в оборонный комплекс и является государственным. Вот такая странная логика российского законодательства.