Пока правительство подсчитывает возможные убытки бюджета от падения нефтяных цен на мировом
Пока правительство подсчитывает возможные убытки бюджета от падения нефтяных цен на мировом рынке, российские автомобилисты ждут снижения цен на бензин. Президент Российского топливного союза Сергей Борисов заявил накануне, что цены на бензин в начале следующего года могут упасть на 30 процентов. Он считает, что внутренний рынок вступил в полосу затоваривания нефтью и нефтепродуктами: "Себестоимость добычи в России намного выше, и поэтому мы рискуем оказаться в ситуации, когда сырье будет просто невыгодно экспортировать. Тогда внутренний рынок зальется нефтью, и цены на топливо неизбежно обрушатся". В связи с этим Борисов отмечает, что бюджет России может недополучить значительные средства.
Столь смелое заявление главы РТС вызвало массу комментариев политиков, экономистов и экспертов рынка. "Невероятным сценарием" назвал вице-президент фонда "Реформа" Александр Хандруев возможное снижение в России бензиновых цен. Он считает такую ситуацию невозможной в условиях высокой инфляции. Кроме того, полагает Хандруев, нефтяные компании выстраивают цены на сырую нефть таким образом, что колебания в ценах на нее практически не отражаются на продукции нефтяной и перерабатывающей промышленности. Эксперт считает, что "выигрыш государства, региональных органов власти от понижения цен на бензин будет незначительным", поскольку "не секрет, что бензиновый бизнес в России находится если не в черной, то в серой зоне".
А ведь совсем недавно почти все эксперты сходились в том, что цены на бензин в столице начнут набирать новый вес в связи с предполагаемым введением единого налога в размере 20 процентов на АЗС от вмененного дохода на каждую бензоколонку. Городские власти намерены даже установить сумму налога на каждый бензиновый "пистолет" - 35 тысяч рублей в счет еще не проданного бензина. Бензоторговцы сразу заявили о возможном повышении цен на автомобильное топливо.
И вдруг такой вот неожиданный прогноз событий со стороны представителя бензиновых королей. По словам Борисова, нефть на внутреннем рынке уже подешевела на четверть от прежней цены. По другим источникам, ее стоимость упала с 2700 до 2100 рублей за тонну, и топливный товар продолжает оставаться едва ли не единственным на рынке, продолжающим дешеветь. Эксперты отмечают, что даже летом, в пик уборочной страды, когда топливо традиционно растет в цене, это не случилось в текущем году. Цены на бензин плавно падают уже не в первый раз, хотя и очень скромно - всего на 0,1 процента в месяц. Некоторые специалисты предполагают, что эта тенденция сохранится как минимум до лета следующего года. Правда, при этом добавляют: если Россия не пойдет навстречу ОПЕК и не снизит объемы добычи до 200 тысяч баррелей нефти в сутки.
Впрочем, история российского топливного рынка пока не знает примеров, когда падение мировых цен на нефть сколько-нибудь серьезно отражалось на внутренних ценах. Отчасти это объясняется значительным неравенством цен нефти экспортной и российской. И тем, что наш рынок топлива действительно очень уж "серенький". До такой степени, что порядок ценообразования здесь определяется кем угодно, только не законами рынка. Если предположить, что глава РТС не лукавит, можно сделать вывод, что от падения бензиновых цен выиграет как отечественный производитель, так и рядовой потребитель. Причем не только тот, что сидит за рулем своего авто. Что касается возможных бюджетных потерь, то маловероятно, что они перекроют выгоды госказны от поступлений растущего производства всех остальных секторов экономики. Кроме нефтяного.
Может, по этой причине в ведущих нефтяных компаниях "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" нам отказались комментировать ситуацию на топливном рынке и прогнозировать перспективу.
Зато бывший глава Минтопэнерго, а ныне зампред Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Сергей Генералов заявил "Труду", что "прогноз значительного снижения цен на бензин весьма близок к действительному. Скорее всего, цены упадут не то чтобы на треть, но на 15 - 20 процентов с большой долей вероятности. При падающих мировых ценах нефть просто некуда будет девать - она попадет на отечественные НПЗ. А с учетом сезонного сокращения спроса на топливо его растущее предложение подтолкнет рынок к значительному снижению цен. Это вполне объективный и неизбежный процесс".