Депутат: граждане не обязаны платить за плохую «коммуналку»
Существующий порядок перерасчёта стоимости услуг действительно пора упростить
Некачественные коммунальные услуги не надо оплачивать, уверен депутат Госдумы Василий Власов. Соответствующее предложение он направил министру строительства и ЖКХ Владимиру Якушеву. Народ регулярно присылает депутату жалобы на завышенные тарифы ЖКХ при сомнительном качестве услуг, рассказал Власов.
Казалось бы, правительство предусматривает механизм перерасчёта оплаты в различных случаях, но схема малопонятна и сложна, указывает депутат.
Власов выступает за право потребителей «не оплачивать соответствующие коммунальные услуги в течение всего расчетного периода за сам факт неоказания услуги по бесперебойному круглосуточному горячему и холодному водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, водоотведению, отоплению в течение отопительного периода и за сам факт несоответствия состава и свойств воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании», говорится в его письме.
Предложение Власова вызвало неоднозначную реакцию у экспертов и политиков, депутата заподозрили в популизме.
Так, основателю Школы реальной политики и председателю ТСЖ «Красноармейский 53» Константину Емешину не понятна инициатива депутата Власова. Сегодня возможность не платить за низкое качество ЖКХ зависит от расторопности управляющей компании и технических возможностей. «У нас в ТСЖ по договору с обслуживающей организацией осуществляется дистанционный мониторинг подачи тепла и горячей воды. Если температурный график нарушается, то мы, используя распечатку, представляем претензию поставщику тепла (в том числе горячей воды), и они делают перерасчет в целом ТСЖ, а мы позднее делаем счисление жителям», - сказал общественник ИА REGNUM. Но технические ограничения дают о себе знать. Например, у хрущёвок нет циркуляции по горячей воде. В квитанциях учитываются периоды нарушения качества услуг ЖКХ, но в целом по дому, рассказал Емешин. Однако есть возможность учесть и локальные нарушения. Для этого жильцы должны принести заявление, говорит Емешин.
«Если это некачественные коммунальные услуги, то у нас есть 354-е постановление правительства, правила предоставления коммунальных услуг. В нем есть по каждому виду услуг – теплу, воде, электроэнергии – четкое определение, что значит «услуга ненадлежащего качества». Это либо ненормативная температура в квартире, либо перерывы в подаче того или иного ресурса. Все это можно установить самостоятельно», - напомнила в эфире НСН исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева. С водой сложнее: дома трудно установить проблемы с химическим составом, а другие неполадки реально определить самим и позвонить в диспетчерскую службу. Момент обращения считается точкой отсчёта некачественной услуги. По акту проверки происходит перерасчет. «Если даже представители не пришли, можно обратиться к двум незаинтересованным лицам – представителям совета дома, своим соседям – составить акт самостоятельно», - добавила Разворотнева.
Существующий режим перерасчёта стоимости ЖКХ пора упростить, уверен председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. Делать перерасчет за счет убытков правильно, но не оплачивать услуги месяц – ложный путь, считает эксперт. «Кто-то потребляет на 15 тысяч, а кто-то на две. Соответственно, если это уравнять и не будут платить все, то получается, что за одно и то же техническое нарушение будет разная цена наказания», - сказал он порталу «Москва-24». Штрафы управляющим компаниям должны быть привязаны к конкретным нарушениям и размеру ущерба. Примерно так и работает административный кодекс, ПДД, рассуждает Крохин.
Идею Власова считает вредной ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук. У народа зародится «ложное» мнение, что за услуги ЖКХ можно не платить. В России и так достаточно желающих игнорировать платёжки, посетовал Склянчук. Предложенные Власовым меры только усугубят статистику по долгам за «коммуналку», опасается директор АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Минстрой уже готовит детализацию полжений о компенсациях за некачественные услуги, отметил зампред комитета Госдумы по ЖКХ Павел Качкаев.
Без восторгов встретили затею игнорировать платёжки и в Совете Федерации. Критерии оказания коммунальных услуг размыты, отказ оплачивать их в текущих условиях ставит под удар всю систему ЖКХ, считает зампред комитета СФ по социальной политике Елена Бибикова.
Заявление Власова действительно отдаёт популизмом: государство и коммунальщики своего не упустят, ведь забирать деньги у народа приятно и пока что легко. Более того: вряд ли кто-то поспешит упрощать механизм перерасчёта ценника за некачественные коммунальные услуги. Многим гражданам проще не связываться с бюрократическим монстром, легче переплатить. Тем и воспользуются сильнейшие.
А в среду кабмин анонсировал очередное повышение тарифов ЖКХ с III квартала 2020 года. Меньше всего заплатят жители Ненецкого АО – рост составит 2,4%. Наибольший процент достался Чечне – 6,5%. В столице платёжки проиндексируют не более чем на 5%, в Московской области – на 4,1%.
Напомним, долги россиян по ЖКХ за I квартал года достигли 564,5 млрд рублей, сообщали в Минстрое. Долг вырос почти на 30 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.