1001 ночь времен покорения Крыма

Сериал «Екатерина. Самозванцы» с Мариной Александровой в роли императрицы - своего рода «Тысяча и одна ночь». В том смысле, что сказок много

«Капитан милиции «сделала» императрицу» — с такой формулировкой можно было бы подвести телевизионные итоги последних дней. Речь, понятно, идет о сериалах «Новое дело майора Черкасова» и «Екатерина. Самозванцы». И тот и другой на прошлой неделе оказались на самом верху рейтинговой таблицы, только премьера «Первого» — двумя позициями выше «России». Каждый сериал является продолжением знаковых для каналов проектов. И главные роли в обоих играет Марина Александрова.

Случайно ли совпадение? Вполне вероятно, хотя все тут же приписали его пресловутому контрпрограммированию. Впрочем, это неважно. Факт тот, что поклонникам актрисы пришлось делать трудный выбор. Но вот в ходе обсуждения в сетевых ресурсах ей здорово досталось. И внешне непохожа, и масштаб личности не тот. Понятно, что критика относилась не к сотруднице МУРа Соне Тимофеевой. Черт его знает, как должны выглядеть советские милиционерши! Зато о Екатерине Великой практически каждый худо-бедно имеет свое представление, сформированное репродукциями в учебниках и отечественной киноклассике, включая «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Адмирала Ушакова». Александровой даже пришлось оправдываться, почему она перед съемками не стала набирать лишние килограммы, дабы больше походить на свою пышнотелую героиню. У Крючковой-то, Муравьевой или Гундаревой, также выступавших в этой роли, сходства было больше!

Матушке-императрице было посвящено множество фильмов, в том числе и заграничных. Иностранным исполнительницам было в этом смысле проще. Вряд ли Бетт Дэвис, Марлен Дитрих, Жанне Моро или Марине Влади соотечественники, не обремененные знаниями в области истории Российской империи, пеняли за неточность образов.

Кстати сказать, от зрителей досталось не только Александровой. И все из-за тех же, с детства вколоченных в головы стереотипов. Скажем, дружно хвалят Сергея Колтакова, сыгравшего графа Никиту Панина. Но кто помнит этого видного деятеля своей эпохи? Зато у всех в памяти Суворов в исполнении Черкасова. Ну или в крайнем случае он же в ролике банка «Империал»: «До первой звезды нельзя-с!» И вот мы видим на экране Игоря Балалаева, играющего человека немногословного, сдержанного, неулыбчивого. Да разве может такой разбудить на рассвете своих чудо-богатырей пронзительным петушиным криком? Способен ли он в критический момент лихой шуткой заставить их съехать на пятых точках в альпийское ущелье, как на картине Сурикова?!

Впрочем, все эти категории «похож — непохож» имеют смысл только в том случае, если авторы стремятся в первую очередь донести до аудитории знания о прошлом Отечества. В «Екатерине» же былое служит лишь поводом для создания красочной романтической истории про женщину, за которой благодаря попсовому шлягеру закрепилась репутация «шальной». Правда, первые два сезона «Екатерины», появившиеся вскоре после известных событий, родили предположение, что в замысле есть идеологическая составляющая. Мол, госканал получил заказ на создание масштабного проекта, наглядно объясняющего, чей на самом деле Крым. Но «Самозванцы» окончательно поставили крест на этой гипотезе.

И свидетельством тому — все те же отклики в интернете, каковых множество. Мало кого волнуют фактические ляпы. Да, к чести авторов, их не так уж и много. А те, что проскочили, не ужасны. Полуостров аудитория «России» дружно вспомнила лишь однажды: и как было пройти мимо того факта, что авторы поселили короля Неаполя в знакомом до боли Воронцовском дворце в Алупке? Благодарные зрители обсуждают «Екатерину» так, как прежде обсуждали «Институт благородных девиц» или «Бедную Настю». Кто из фаворитов «матушки» краше?

Из-за чего княжна Тараканова не повелась на прирожденного обольстителя Разумовского, а клюнула на сурового Орлова? Почему первая жена будущего императора Павла не юная красотка, а видавшая виды стерва?

Линию с самозванкой вообще превратили в романтический детектив наподобие «Петербургских тайн». На протяжении нескольких серий подручные Екатерины пытаются выяснить, могла ли быть у ее свекрови тайная дочь. Разыскивают бывших любовников Елизаветы Петровны и тех, кто «свечку держал». Ах, бедные, и как они жили без тестов ДНК?! Даже Пугачев здесь не просто изверг, склонный к приступам великодушия, как в «Капитанской дочке», но и герой-любовник, всерьез «запавший» на красивую дворянку, жену повешенного им офицера.

Если угодно, то «Екатерина» своего рода «1001 ночь». Здесь много разных сказок, в той или иной степени связанных с заглавной героиней. В том числе и про таких известных персонажей, как Державин и Фонвизин. Сходство с «Ночами» придает также обилие откровенных сцен. Практически все герои сериала (за исключением малых да старых) время от времени совокупляются с разной степени фантазией. Но это не коробит. Ведь, по сути, то, что нам показали, — череда иллюстраций, призванных скрасить досуг. Чаще красивых — дворцы, наряды, парки, порой не очень — казематы Петропавловки, казни. Такие вот веселые и невеселые картинки.